Святой дня

Смотреть на:

ИСИДОР РОСТОВСКИЙ / СВЯТОЙ ДНЯ

Сегодня 27 мая день памяти блаженного Исидора Ростовского, Христа ради юродивого. 

Он жил в эпоху Ивана III Васильевича, в XV веке. Его особым образом чтил Иван Грозный, полагая Исидора величайшим русским чудотворцем, который даже спас своими молитвами Полоцк в 1563 году от польских войск. Его «Житие» помещалось в самые читаемые сборники XVI века. И, тем не менее, у этого святого, пожалуй, самая необычная судьба из всех русских святых. И слово «русских», в данном случае, надо понимать весьма условно. 

Дело в том, что блаженный Исидор Ростовский – был по рождению немцем, а по крещению католиком. Он родился в немецком городе Бранденбурге, в самом начале XV века, и вырос в богатой католической семье местных бюргеров. 

Как же он попал на Русь и что он тут делал? 

Мы мало что знаем о его немецком периоде жизни. Нам даже не известно его немецкое имя. Из исследований святителя Филарета Московского, Макария Булгакова и Василия Ключевского, которые писали об Исидоре, можно предположить, что в юношеском возрасте наш герой берет на себя особый подвиг странничества. Он переходит из города в город, из области в область, и из страны в страну в поисках духовной истины. Вскоре он прибывает в Московскую Русь. Добирается до Ростова Великого, где и принимает святое Православие с именем Исидор. Житие XVI века повествует, как он строит себе нехитрое жилище и ведет весьма странный lля местных жителей образ жизни, «яко юрод». Тем не менее, никаких следов явного юродства в Житие Исидора не встречается. Он предстает читателю, скорее, как странник, который покинул свое Отечество в поисках Истины и нашел её в Православии. Но даже после принятия Православия он продолжает свое вечное странничество Христа ради. Всё время где-то путешествует. Из города уходит на болота, из деревни в лес, из леса в город, и так далее. Даже первое свое чудо он совершает над купцом, которого встречает по дороге. Для Исидора странничество становится особенным видом аскезы, как у древних ирландских монахов. Недаром же и родина Исидора немецкий город Бранденбург был назван в честь ирландского монаха преподобного Брендана Мореплавателя, который совершил свое знаменитое путешествие через океан. Совершенно естественно, что для жителей Ростова XV века Исидор выглядит, мягко говоря, странным. По-русски говорит с акцентом, постоянного жилья не имеет, одевается странно, пришел откуда-то с Запада, много путешествует, много говорит и размышляет о Боге – ну, точно, блаженный. 

Надо сказать, что святой Исидор Ростовский не единственный «западный гость», ставший на Руси святым. Великий Новгородский подвижник Антоний Римлянин был, скорее всего, тоже родом с Западной Европы, даже говорил и молился на латыни, потому и прозван был «римлянином». Да и другой святой, подвизавшийся в Ростове Великом уже в царство Иоанн Грозного, блаженный Иоанн Власатый или Иоанн Милостивый так же был немцем, пришедшим на Русь в поисках Бога. Местные жители после его блаженной кончины даже на его могилу положили Псалтырь на латинском языке. В общем, ясно одно, в XV-XVI веках в период обостренной религиозной ситуации в Западной Европе, в эпоху жарких споров о вере между католиками и протестантами, среди европейцев был большой интерес к таинственному и далекому Православию. И было немало странников, которые приходили в наши земли и вместе с истинной верой находили тут путь к святости. Из них же блаженный Исидор Ростовский Чудотворец –  один из самых ярких примеров. Его молитвами укрепи и нас, Боже.

Популярное

ЗАЧЕМ МОСКВЕ НОВАЯ МИГРАНТСКАЯ МЕЧЕТЬ?/«МАМИНО ПИСЬМО» В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
ВЫДВОРЕНИЕ МИГРАНТОВ ИЗ СТРАНЫ / ВЕЧЕР НА СПАСЕ
КРЕСТНЫЙ ХОД К РУССКОЙ ГОЛГОФЕ/МИГРАНТОВ НАЧНУТ ВЫСЫЛАТЬ ИЗ СТРАНЫ?/МИССИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В АФРИКЕ
«НЕ ОТГОВОРИЛА ПОДРУГУ ОТ АБОРТА.  НЕ МОГУ СЕБЯ ЭТОГО ПРОСТИТЬ». ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
ЦАРСКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД. НОЧЬ ПОКАЯНИЯ И МОЛИТВЫ/ОТ ГОСУДАРЯ К ПРЕПОДОБНОМУ/КАКИЕ ГЕРОИ НУЖНЫ РОССИИ?
ПРАВОСЛАВНЫЙ ТАДЖИК РУМИ ШОАЗИМОВ. В ПОИСКАХ БОГА
КАКОВО ЭТО – СЫГРАТЬ СВЯТУЮ? ПАРСУНА ОЛЬГИ ЛАПШИНОЙ
ПЦУ ОТМЕТИЛА ИКОНЫ «МОСКАЛЕЙ» И СВЯТЫХ НЕПРАВИЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ. ТЕСТ НА ПРАВДУ
СЕРГЕЙ СТЕПАШИН. УБИЙЦЫ ЦАРЯ НИКОЛАЯ – ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПНИКИ? БУДУЩЕЕ УКРАИНЫ. ИЕРУСАЛИМ В КРОВИ. РУССКИЙ КОВЧЕГ
МИХАЛКОВ – ЖЁСТКО О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ВАХХАБИТОВ / СПАС-СТРИМ