Тест на правду

Смотреть на:

КОМУ И ЧЕМ НЕ НРАВИТСЯ СЛОВО ПОБЕДА В МОЛИТВЕ О СВЯТОЙ РУСИ? ТЕСТ НА ПРАВДУ

Протоиерей Алексей Уминский в рамках интервью иноагенту Венедиктову, предложил верующим посещать те храмы, «где больше молятся о мире, нежели о победе». По его мнению, православные должны искать священников – цитата – «которые стараются не очень сильно военный дух укреплять на литургии». 

Заявление вызвало острую реакцию среди верующих. Епископ Питирим (Творогов) назвал данное интервью «очень лукавой позицией», а священник-блогер Святослав Шевченко «неотолстовством». 

Как выяснили журналисты, отец Алексей Уминский в либеральном лагере известен давно. В 2010 году он подписал письмо в поддержку Михаила Ходорковского. В 2011 – участвовал в презентации скандальной книги «Любовь, секс и религия». В 2012 – поддержал группу Пуси Райт. В 19-ом – подписал письмо в защиту участников несанкционированных митингов в Москве, а в 21-ом записал видео в поддержку Навального. 

При такой активной жизненной позиции, к большому сожалению, дорогой отец Алексей ни в 2014, ни в последующие 8 лет ни разу не поддержал умирающих жителей Донбасса, тех самых детей, женщин и стариков, которых долгие годы утюжили снарядами украинские националисты. Может быть его сердце и разрывалось на части, но уста почему-то молчали. Хотя поводов проявиться гуманизму тут было не меньше, чем в историях с опальными олигархами или певичками, которые матерятся в храме. Но так вели себя все без исключения либералы – ничего не видели, ничего не слышали. Они заметили кровь на Донбассе только когда Россия официально вмешалась в этот геноцид. 

И вот тогда, словно по взмаху дирижерской палочки, все эти «печальники земли Русской» в один голос затянули лирическую песнь про гуманизм и общий стыд. Именно тогда встрепенулся и отец Алексей. Он публикует интервью с названием: «Мы ищем молитву, которая считает войну преступлением». Говорит о том, что насильственные действия против ближнего являются преступлением, что просит Бога вмешаться в ситуацию, и даже о том, что испытывает нестерпимую душевную боль, так как неспособен теперь петь песню «хотят ли русские войны». 

Однако во всей этой истории про молитвы, которые Святейший Патриарх благословляет читать в храмах, есть один любопытный момент. Всякий раз, когда появляются такие тексты, вдруг, откуда ни возьмись появляются какие-то утонченные филологи и гиперчувствительные теологи, которые в них слышат исключительно призывы к войне, и сложив губки в брезгливый бантик начинают страдать о мире. 

Ну вот судите сами. На 9 день Специальной военной операции, Управляющий делам Московской Патриархии рассылает циркуляр, с просьбой во всех церквях читать Молитву о восстановлении мира. Повторю еще раз – «молитва о восстановлении мира». Казалось бы, ну что еще? Ан-нет. Не нравится. 

Изверженный из сана бывший дьякон Кураев, называет эту молитву «политпропагандой», а сбежавший из России богослов Андрей Шишков «ложным представлением о том, как действует в мире Бог». 

Им всем не нравится одно и тоже. А именно, – то, что в молитве нет проклятий в адрес руководства России, и то, что в ней говорится о некой третьей силе, которая столкнула два братских народа. 

Там действительно есть такие строчки: «Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, — запрети и замыслы их ниспровергни». Именно они вывели из себя всю нашу либеральную тусовку. «Патриарх внедряет в головы прихожан тезис о наличии у наших стран внешних врагов», – написал Кураев. «Вы – орда. Банда бурятов и чеченцев, во главе которой стоит бывший кагэбешник», – визжал вслед за ним другой теолог. В общем, триггернуло всю тусовку основательно. 

Ну, давайте внимательно посмотрим на эти слова. О чем в них речь? 

Итак, согласно тексту – есть некие «иноплеменные языки». Кто это такие? «Иноплеменные языки», в переводе на русский, это страны, которые никакого отношения к народам, участвующим в этом конфликте не имеют, они иного рода и племени.

Так, а что они тогда хотят от нас? А хотят они «брани», то есть, заинтересованы в конфликте между Россией и Украиной. И вот именно эти иностранцы, согласно словам молитвы, «ополчились на Святую Русь». 

Так, а «Святая Руси» – это о каком государстве идет речь? О России или Украине? Совершенно очевидно, что «Святая Русь» – это два братских народа: русский и украинский. То есть, это и Украина, и Россия. 

Итак, складываем все вместе: мы просим у Бога остановить неких иностранцев, которые бросают в топку этого конфликта все больше и больше дров, чтобы все больше и больше стравливать два братских народа. 

И вот скажите мне на милость, какую Америку мы тут открыли? Какой велосипед изобрели? О том, что Украину подожгли извне сегодня говорят во всем мире, со всех трибун. Даже Римский папа заявил, что этот конфликт спровоцирован внешними факторами. В Казахстане, во время встречи с орденом иезуитов, он так и сказал: «Ошибочно думать, что это фильм о ковбоях, где есть хорошие и плохие… Есть международные аспекты, которые способствовали провокации войны». Переведите это с иезуитского на церковно-славянский и вы как раз-таки получите строчку про «иноплеменные языки, брани хотящие и на Святую Русь ополчающиеся». 

То есть, со смысловой точки зрения, эта молитва не имеет никакого отношения к поддержке той или иной стороны конфликта, она не только не милитаристична, но даже напротив – весь ее смысл направлен на развязку конфликта, на удаление того раздражающего фактора, который именно и лишает братские народы мира. Поэтому в Циркуляре 22-го года она и называлась «молитва о восстановлении мира». 

И вот, по мере того, как иноплеменные силы, «не щадя кошелька своего», всё более и более бросали несчастный народ Украины в топку своего противостояния с Россией, появляется новый текст новой молитвы: «Господи Боже сил, Боже спасения нашего».  

И вновь наши «замирнцы», релоканты, всевозможные иностранные агенты, старшие и младшие научные сотрудники, плотно сидящие на западных грантах, а также местные либералы завопили о воинственном Патриархе, о неправильной молитве, и о том, что надо «больше молится о мире, нежели о победе». 

Так что опять их бесит? Что не так на этот раз?

Молитва «Господи Боже сил, Боже спасения нашего», опубликованная на сайте Патриархии – это просто образчик евангельской трезвости, в ней нет никакой политики. Даже та ее часть, которая непосредственно касается воюющих на фронте русский солдат написана в настолько выдержанном евангельском духе, что многие молитвы древней Византии – я уже молчу про современную Украину – просто позавидовали бы этой духовной трезвости. Войнам желается «утвердится в Заповедях Божьих», и быть «избавленными от ран, плена и смерти». И всё! Тут даже нет ни слова о победе над противоположной стороной. Вернее, речь-то о победе идет, но над совершенно особенным врагом.  

В самом начале молитвы есть такие слова, обращенные к Богу: «Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу». То есть, «приди на помощь и дай нам победу». Вот именно из-за этого слова и начался весь сыр бор, из-за «победы» отец Алексей Уминский и стал советовать искать иные храмы, из-за «победы» иерей Иоанн Коваль довел себя до лишения сана. 

Так давайте разберемся, из-за чего на этот раз наших неуемных борцов потянуло на амбразуры? 

Главный вопрос, на который надо ответить: о ком в этой молитве идет речь? Кому просят победу? Кого подразумевают под этим – «нам»? 

Ответ на этот вопрос находится всего лишь одной строчкой выше. Перед прошением о победе стоят очень важные пояснительные слова: «се бо брани хотящия ополчишася на Святую Русь, чающе разделити и погубити единый народ ея».

Что это значит? Так это уже всем нам знакомые понятия. Во всех молитвах, начиная с 2014 года, «Святая Русь» – это народы Украины и России. То есть, тут повторяется все та же мысль: есть некто третий, посторонний, который заинтересован в данном конфликте, поэтому кладет все свои силы на раздрай между Украиной и Россией. Перед этой третьей силой стоит одна цель – разделить украинцев и русских и погубить их историческое, культурное и духовное единство. И вот именно в данном контексте и только после этого пояснения идет прошение: «Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу». Обратите внимание «в помощь людям Твоим» – множественное число. То есть, вновь подчеркивается, что речь идет о победе не какой-то одной стороны, а о победе двух народов. А над кем? Друг над другом? Нет, конечно. Над «чающими разделити и погубити» их. По смыслу молитвы только убрав этих «мечтателей», эту третью силу, которая годами инженерила данный геополитический конфликт, и Украина, и Россия способны замириться. 

Вы понимаете, что это и есть максимально конкретная молитва о мире, предельно неабстрактное прошение о победе над факторами, мешающими приходу мира.  

И вот тут у меня возникает единственный вопрос: не уже ли все эти протестующие клирики – нынешние и бывшие – не уже ли все они настолько филологически глухи, что прослушали в этой молитве то, что слышат даже самые простые старушки или далекие от богословия войны? Не уже ли это стоило великого дара священства и греха клятвопреступления? 

У меня нет окончательного ответа на этот вопрос. Но всякий раз, когда я читаю про очередного борца с этой удивительной, выдержанной в духе политического трезвомыслия, в духе христианской рассудительности и в духе евангельского мира молитвой, я не могу понять: то ли я такой умный, то ли он такой глупый. А потом, смирив свою гордыню, понимаю, что тут дело вовсе не в уме. Просто каждому в это конфликте нужна своя победа – одним над нынешней Россией, а другим над «чающими разделить и погубить два братских народа». Поэтому имеющий уши – слышит, а не имеющий – фантазирует. 

Таков наш век, его ложь, его правда, и наш тест.

Помогите нам говорить просто о главном. Поддержите «СПАС»: https://help.spastv.ru

Популярное

ПРИДНЕСТРОВЬЕ СТАНЕТ ГОРЯЧЕЙ ТОЧКОЙ? / СВЯЩЕННИКИ-БЛОГЕРЫ: ТЩЕСЛАВИЕ ИЛИ МИССИЯ?
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ.КАК СВО ИЗМЕНИЛА РУССКИЙ МИР/ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ СТАРЦА КИРИЛЛА/НЕБЕСНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ВОИНОВ
БОГОРОДИЦА ВО СНЕ ДАЛА ИМЯ МЛАДЕНЦУ / СПАСЕННАЯ ОТ ПОРУГАНИЯ ИКОНА ЗАМИРОТОЧИЛА/ ИСЦЕЛЕНИЕ РАКА ГОРТАНИ/ПРОСТЫЕ ЧУДЕСА
ЭКС-ОФИЦЕР АРМИИ США О РУССКОЙ ПОБЕДЕ/УКРАИНА-ПОЛИГОН ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ВАКЦИН?/ПОДВИГ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА
ОТЕЦ САВВА (МАЖУКО): КТО И ЗАЧЕМ УСКОРЯЕТ ПРИБЛИЖЕНИЕ АНТИХРИСТА
«ГОСПОДЬ – МОЯ ЕДИНСТВЕННАЯ НАДЕЖДА». ПАРСУНА АНТОНА ШАГИНА
МИТРОПОЛИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ): ПСИХОЗ, ЗАГУБИВШИЙ СТРАНУ
ОЛЕСЯ НИКОЛАЕВА. УВИДЕЛА РАСПЯТОГО ХРИСТА И ОБРЕЛА ВЕРУ. В ПОИСКАХ БОГА
24/02. ФИЛЬМ АЛЕКСАНДРА ЕГОРЦЕВА В ГОДОВЩИНУ НАЧАЛА СВО
АНДРЕЙ ИЛЬНИЦКИЙ. ВОЙНА ЗА РУССКИЙ МИР. РУССКИЙ КОВЧЕГ С ЯНОМ ТАКСЮРОМ