Тест на правду

Смотреть на:

КТО ИЗ ИЗГНАНИЯ БЕСОВ ДЕЛАЕТ БЕСОВСКОЕ ШОУ? ЦЕРКОВЬ НАВОДИТ ПОРЯДОК В РЯДАХ ЭКЗОРЦИСТОВ

📌 25 августа на сайте Московской Патриархии был опубликован проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма». Текст был предложен для широкого обсуждения специальной богословской комиссией. В нем рассматривается историческая практика так называемых отчиток, приводятся духовные рекомендации, а также делается акцент на ошибках и злоупотреблениях в данном вопросе. 

📌 В последнее время чин изгнания бесов стал весьма популярным среди некоторых верующих. Не понимая сути происходящего люди ездят к самочинным старцам, которые устраивают из этого действия настоящие шоу. Вместе с тем, либеральные и антицерковные сми высмеивают попытку Церкви упорядочить практику экзорцизма, называя это пережитками Средневековья.   

📌 Что ж, тема действительно архиважная и актуальная. В то время, как безбожники над ней гогочут, внутри самой Церкви из-за неё проливается немало слез. 

📌 Длинные караваны паломников готовы направится в любую точку нашей бескрайней Родины, как только там появляется очередной седовласый дед, изгоняющий бесов из всего, что движется. Такие поездки в лучшем случаем заканчиваются духовным смущением, а в худшем — превращаются в тоталитарную секту.  

📌 Настоящий бесогонный бум наблюдается во многих православных странах. На этот дикий и чуждый православию ажиотаж обращают сегодня внимание Синоды и предстоятели многих юрисдикций. Например, в тот же самый день, когда на сайте Московской Патриархии был опубликован проект документа об экзорцизме, в Афинах экстренно собрался Синод Элладской Православной Церкви, принявший заявление по поводу организации публичного экзорцизма в Салониках. 21 августа на центральной площади города было устроено настоящее шоу по изгнанию дьявола. Толпа зевак с любопытством наблюдала за этим новым для них представлением. Были выставлены экраны, подключены микрофоны, бесноватые кричали, воздевали руки, падали в обморок и конечно же давали интервью от имени сидящего в них беса. А чтоб откровения бесов не пропали даром, для иностранных туристов был организован перевод на английский язык. В газетах, по радио и на телевидении Греции развернулась бурная дискуссия. В дело даже пришлось вмешиваться Священному Синоду. Как выяснилось, всю эту фантасмагорию устроила какая-то пятидесятническая секта. Но они точно знали на что можно было уловить православных греческих зевак. На нездоровый интерес к экзорцизму и эффектное шоу по изгнанию дьявола.

📌 Роль протестантов и харизматов в современном бесогонном буме – это отдельная тема для исследования. Но вот даже в Греции всё чаще высказывают мнение, что в практике некоторых православных экзорцистов можно видеть элементы чуждые православному богословию, чуждые святоотеческой традиции и практике древней Церкви. Вспомните, как даже у нас в России самозванные старцы, — вроде Сергия Романова, схиархимандрита Иоанникия Ефименко или иеромонаха Василия Новикова, — совершали прославившие их отчитки под те же самые вспышки камер, с микрофонами в руках, с видеооператорами и захватывающими интервью, которые «старцы» брали у бесов. Нигде и никогда вы ничего подобного не встретите у святых отцов. А вот у неопятидесятников и харизматов встретите. Вот и выходит, что наши седовласые ревнители исповедовали и практиковали совершенно чуждое модернистское анти-православное учение. И это всё страшно смущало людей, уводило их из Церкви, вносило в их духовную жизнь элементы шаманизма, язычества и магии. Не удивительно, что и сами эти экзорцисты, после того как их правящие архиереи запрещали им подобные спектакли, между Святой Церковью и бесовским шоу всегда выбирали последнее – уходили в раскол, лишались сана, устраивали вокруг себя секту. А ведь еще преподобный Порфирий Кавсокаливит предупреждал, что «бесы нападают и на здоровых людей, которые, думая, что они бесноватые, приходят на отчитку. Но более всего, они искушают священников, ввергая их в ров высокомерия». Поэтому в Православной Церкви существует крайне осторожное отношение к подобным игрищам, в которые легко могут заиграться даже самые митрофорные клирики. 

📌 Сегодня в целом ряде Поместных Церквей экзорцизм либо вовсе не практикуется, либо находится под очень пристальным контролем епископата. Экзорцизм, как отдельный чин, отсутствует в Александрийской Церкви, нет его в Антиохийском Патриархате, в Польской Православной Церкви. В Иерусалимской Церкви он совершается исключительно теми священниками, которых лично назначает Патриарх. В Православной Грузии чин изгнания бесов также может практиковать только экзорцист, назначенный правящим архиереем. В Сербии, Болгарии и Румынии над страждущим от нечистых духов совершают обыкновенный чин Соборования. А на Кипре практика молитв над бесноватыми совершается только в одной единственной деревни у мощей святых Киприана и Иустины. То есть, везде мы видим одну и ту же картину – отношение либо категорически строгое, либо под строжайшим контролем иерархии, поставленной блюсти чистоту веры и церковной жизни. И это очень древнее церковное правило. Еще Лаодикийский собор, который проходил в середине 4 века, постановил, что «людям, не поставленным от епископов, не должно заклинать ни в церквах, ни в домах».

📌 Тем, не менее, наличие злоупотреблений не отменяет само явление. Бесовский мир существует и с его проявлением встречается практически каждый священник. Спросите любого опытного батюшку, который совершал какие-то требы, освящал квартиры, молился над больными людьми, и вы услышите массу самых жутких историй про летающие предметы, таинственные звуки, ночные страхования и необъяснимые воздействия на людей, от которых кровь в жилах стынет. Особенно там, где поработали экстрасенсы и колдуны, особенно с теми, кто сам призвал в свою жизнь потусторонние сущности.

📌 Поэтому изгнание нечистых духов – это часть духовного наследия Церкви. На страницах Евангелия мы видим, как бесов изгонял Сам Христос. Изгоняли их и Его ученики. Помните, «Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем!» — в евангелии от Луки? Мученик Иустин Философ во 2 веке свидетельствовал, что многие из христиан исцеляли одержимых демонами по всей Империи. Тертуллиан в 3 веке пишет, что у христиан имеется «господство над демонской властью», от которой страдает языческий мир. «Исследуйте своих богов, — говорил он язычникам, — и они откроются вам как демоны». В эпоху Тертуллиана экзорцизм практиковали многие христиане, причем любого звания — ремесленники, купцы, воины, даже женщины. Однако определенных правил для изгнания демонов не существовало. Даже в начале 4 века каждый экзорцист изобретал какие-то собственные приёмы. Долго это так длиться не могло. Неминуемо появлялись злоупотребления. История даёт нам примеры, когда некоторые заклинатели уклонялись от евангельской традиции. Вместо того, чтобы основывать свою практику на Священном Писании, они сочиняли собственные красивые и длинные речи, играли на публику и даже начинали беседовать с демонами. Ровно так, как это делали лишенные сана Романов, Новиков и Ефименко. И тогда церковная власть была вынуждена взять их под свою опеку, подчинить их надзору и определить их в клир. Но вот то место, которое святые отцы отводили экзорцистам удивит, думаю, многих. Нам сейчас кажется, что изгоняющий дьявола – это человек самого высокого церковного достоинства. А вот Древняя Церковь считала иначе. В актах Арльского собора 314 года экзорцисты занимают последнее место в числе клира, они идут сразу после чтецов. Решением Лаодикийского собора середины 4 века экзорцистам отводится место сразу после церковных певчих. А 10-м правилом Апостольского собора они скромно определяются в ранг ниже алтарников. А далее, по мере развития Церкви, все экзорцистские практики стали частью обыкновенной богослужебной жизни. Заклинательные молитвы стали обычной частью каждого таинства Крещения, а в эпоху святителя Иоанна Златоуста специальная ектенья об одержимых звучала перед ектеньей об оглашенных. Лишь гораздо позже чин экзорцизма, связанный первоначально с Литургией, выделился в самостоятельное последование. И произошло это в 17 веке под сильным влиянием греко-католических сочинений. 

📌 То есть, история Церкви свидетельствует, что древние христиане не рассматривали экзорцизм как существенную основу духовной жизни и решение всех духовных проблем. Такой основой была исповедь, причастие Святых Христовых Таин и личная добродетель. И так было всегда. Обратите внимание, даже в знаменитом своими духовными наставниками Оптиной пустыни, во времена рассвета там старчества, когда был жив Амвросий Оптинский, Лев, Варсонофий, Макарий и другие великие подвижники, никаких отчиток там не было даже в помине. Потому что, как свидетельствует настоятель Московского Оптинского подворья архимандрит Мелхиседек: «В тяжелых духовных случаях оптинские старцы советовали исповедь, соборование и причастие. Потому что исцеление – это процесс, а не фокус». Поэтому Святейший Патриарх не раз говорил, что у нас порой надо «отчитывать самих отчитывающих».  

📌 Сегодня из экзорцизма творят такие бесовские спектакли, что они будут посильнее всяких беснований. Один греко-католический священник на Украине даже не постеснялся использовать экзорцизм в своей политической пропаганде. Он объявил, что начинает ежедневный чин изгнания беса из Президента России, чтобы либо освободить его от демонского влияния, либо – я цитирую – «уничтожить его физически». С такими бесноватыми и бесов не надо. 

📌 Так что совершенно правильно, справедливо и архи актуально, что Церковь сегодня наводит порядок в этой области духовной жизни. Ибо тут развелось чрезвычайно много шарлатанов, безумных сектантов и даже политиканов. И сегодня, как некогда в Древней Церкви, наступила необходимость определить богословски выверенное и духовно верное решение по этой теме.

📌 А что касается либеральной тусовки, которая высокомерно хохмит над духовным опытом Церкви, то их умонастроение вполне укладывается в старые бесовские планы. Потому что, как писал великий английский апологет Клайв Стейплз Льюис: «Есть два равносильных и противоположных заблуждения относительно бесов. Одни не верят в них, другие верят и питают к ним ненужный и нездоровый интерес. Сами бесы рады обеим ошибкам и с одинаковым восторгом приветствуют как материалиста, так и любителя черной магии». Таков наш век, его ложь, его правда и наш тест.

Популярное

ДУХОВНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ/УЖЕСТОЧЕНИЕ В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ/КОМУ НЕЖЕН «ЦИФРОВОЙ РАЙ»?
«Я НА ШЕСТОМ МЕСЯЦЕ, РЕБЕНОК МНЕ НЕ НУЖЕН. ЧТО ДЕЛАТЬ?». ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
ОТЕЦ. МОЛИТВА ЗА ПАТРИАРХА КИРИЛЛА / ВЕЧЕР НА СПАСЕ
МНОГАЯ ЛЕТА, ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО
С ПЕРВОГО КЛАССА ВМЕСТЕ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ ЛУЦКИХ. МОЯ БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
АНДРЕЙ БОРИСЮК. ПРАВДА О НИКОЛАЕ II И ПЕРВОЙ МИРОВОЙ. КТО СТОИТ ЗА «КРАСНЫМ ПРОЕКТОМ». КЛЕВЕТА О РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. РУССКИЙ КОВЧЕГ
IV ВЕК. «СИМ ПОБЕДИШИ»: ПОСЛЕДНИЕ ГОНЕНИЯ ИМПЕРИИ
АНАЛИЗ КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЫ ПОВЕРГ В ШОК/ СОБОРНАЯ МОЛИТВА ИСЦЕЛИЛА УМИРАЮЩЕГО МЛАДЕНЦА/ ПРОСТЫЕ ЧУДЕСА
«ВЕРА – НЕ СТРАХОВОЙ ПОЛИС». ПАРСУНА ПЕТРА РЕЗВЫХ
«КУРСКАЯ ДУГА. ТОЧКА НЕВОЗВРАТА». «СЛЕДЫ ИМПЕРИИ» С АРКАДИЕМ МАМОНТОВЫМ