Тест на правду
«НЕ ПОМИНАЮТ ПАТРИАРХА»: ЦЕРКОВЬ СРЕДИ ФЕЙКОВ, СТРАХА И ЛЖИ
📌 24 февраля Президент России Владимир Путин объявил о начале спецоперации по «демилитаризации» и «денацификации» Украины. По словам министра обороны её главная цель — защитить Россию от угрозы со стороны стран Запада, которые для борьбы с Москвой «пытаются использовать украинский народ».
📌 Кому-то в этих событиях все предельно ясно. Кому-то наоборот. У каждого своя правда и своя боль. Россия приняла для себя тяжелейшее и непопулярное решение обезопасить свое будущее от угрозы, перспектива которой принимала неприятные, но четкие контуры. Казалось, что внутригражданские силы Украины были уже не способны что-либо изменить или как-то противостоять политике своих властей, нацеленную на конфронтацию с Россией. Оппозиционные партии разогнаны, кого застрелили, кто пропал без вести, люди напуганы, четыре телеканала, способные на альтернативную точку зрения уничтожены, а опасность всё нарастала. Украина становилась заложником чудовищной и подлой игры против своего соседа. Трагический расклад. Ужасная комбинация. Цугцванг сатаны. Что-то надо было делать. С точки зрения российских властей все буквы дипломатического алфавита были использованы. И «а», и «бэ», и «цэ». Поэтому войска вошли на Украину с последней буквой латинского алфавита – «Z» (зед), как бы демонстрируя всеми миру, что это крайняя и последняя мера, все предыдущие буквы и слова себя исчерпали. И в этих действиях российского руководства есть своя логика и своя боль.
📌 С другой стороны, Украина столкнулась с неприятным и неминуемым последствием этого тяжёлого решения со стороны России. Похоронки на убитых, боль раненных, разрушения зданий, по-человечески понятная горечь и обида. У кого-то задета честь, у кого-то достоинство, у кого-то патриотические чувства, у кого-то национальные. Кто-то просто злиться за то, что его потревожили. И это понятно. В этом тоже ест своя правда и своя боль. И в этом противостоянии между военной логикой и гражданской эмоцией, между старой болью Донбасса и новой болью Киева, обе стороны акцентируют свою правду. Всё это тоже понятно. Так у всех. В любой стране, у американцев, у европейцев, у израильтян. Даже у нейтральной Швейцарии, поверьте мне, там тоже есть пропаганда, фейки и «возвышающий обман». Так действуют общественные и политические силы в любом конфликте, при любой власти и в любое время. Так что основной вопрос — что же делать Церкви в таком сложном узле? Какова должна быть ее позиция в конфликте между двумя частями своей паствы? Что, в конце концов, должны делать и говорить пастыри, когда паства в таком замешательстве?
📌 24 февраля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по причине событий, происходящих на Украине. Он выразил глубокое сопереживание всем, кого коснулась беда, призвал стороны конфликта избегать жертв, а также Церковь оказывать всемерную помощь всем пострадавшим. Вместе с тем, Патриарх обратился с просьбой возносить сугубые молитвы о скорейшем восстановлении мира между Россией и Украиной. По словам Святейшего это особо важно, учитывая ту духовную и историческую общинность, что объединяет наши народы.
📌 Однако несмотря на обращение Патриарха, составленное в духе любви и трезвомыслия, не все его восприняли однозначно. В интернете стали появляться письма некоторых украинских священников с призывом отречься от Русской Церкви, а также не поминать Московского Патриарха, так как, с их точки зрения, он не приняли чью-либо сторону в данном конфликте. Подобная критика прозвучала и из уст рядя российских либеральных сми, оставшихся также недовольными евангельским призывом Патриарха, и критикующих его за отсутствие политической или национальной риторики.
📌 Мне кажется, что самое актуальное евангельское слово, которое Церковь должна услышать сегодня, звучит так: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». Две тысячи лет христианские экзегеты толкуют эти слова Спасителя из евангелия от Матфея. Две тысячи лет святые отцы видели в них указание на важность евангельской миссии, напоминание о высокой ответственности христиан перед лицом этого мира. И вот надо же, в наши дни прямо у нас на глазах раскрывается новое содержание этой вечно актуальной метафоры. Оказывается, слова Господа про «соль земли», помимо миссионерского и морального смысла, помимо широкого их применения ко всем без исключения христианам, являются еще и отдельной особой инструкцией для служебного пользования пастырям Церкви. Эта инструкция о том, как духовенство, как священники должны себя вести, сталкиваясь с тем информационным шумом, который способен оглушит их паству, сталкиваясь с медийными технологиями, которые способны сделать даже зрячего слепым, сталкиваясь с психологическими манипуляциями, способными вывернуть всё что угодно наизнанку и сказать, что так и было, сталкиваясь с агрессией и злобой, которые накачивают людей через слова о справедливости и правде, сталкиваясь с многочисленными фейками, подлогами, сталкиваясь с иным обманом, который производит «враг рода человеческого» только для одной цели – для того чтобы подменить Церковь Христову своим двойником, сделать её отрядом какой-нибудь очередной идеологии и в непримиримой борьбе за какую-нибудь очередную земную правду расколоть её изнутри. Это знал еще в первом веке апостол Павел. Поэтому в ответ на эту притягательную дьявольскую перспективу он писал христианам: «а наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». То есть в христовой Церкви, в которой есть место и разномыслию, и разным взглядам, и даже конфликтам, в которой могут быть и белые и красные, и либералы и консерваторы, и патриоты и космополиты, и святые и грешные; так вот, в этом сложном неоднородном коллективе должен быть еще и тот отряд, тот стан, чья позиция – быть над схваткой, вочеловечивать расчеловеченное, объединять разъединяемое, руководствоваться не геополитическими задачами или земными обидами, а целесообразностью церковной. И делать это не тогда, когда медийный рынок запустить на это очередной запрос, а всегда, во всех случаях и во всех контекстах. Это и есть «соль земли», та сила, что противостоит тлению, распаду, гиперэмоциям и иным фокусам лукавого. И потеря именно этого качества, по словам Христа, грозит христианам катастрофой. Но самое тяжелое, что потеря этой небесной перспективы, этой неотмирной точки зрения, этой способности говорить над щитами и копьями – грозит катастрофой пастырской. Ведь в любом конфликте есть своя правда. А у каждой правды есть своя боль. Матери одинаково проливают слезы как с той, так и с другой стороны, как за тех детей, которые по чьим-то представлениям правы, так и за тех, кто якобы ошибался. И вот кто их утешит, кто утрет их слезы: не каких-то отдельно избранных матерей, близких к чьей-то позиции, а всех без исключения, и не тогда, когда это становится модным, популярным, востребованным, а с первой минуты, с первой слезы?
📌 Вот таким всемирным утешителем и должен быть пастырь, священник, служитель алтаря Господня, который в братоубийственном конфликте призван к самым невероятным и практически невыполнимым задачам – утешать, не сея злобу, утирать слезы, не пересчитывая патроны в рожке, молится о мире, не накачивая людей местью, гореть сердцем, сохраняя холодный рассудок. Ибо если соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленой? Если священник окажется в мясорубке эмоциональных, психологических или политических манипуляций, если он не заметит опасный для своего призвания контекст и позволит втянуть себя в конфликт на стороне чьей-то правды – он потеряет Истину. Ибо у пастыря правда одна – и она не земная, не геополитическая, не национальная, не патриотическая, не кровно-родовая и даже не гуманитарная. Его правда — это права Божия, а вовсе не ее многочисленные интерпретации! И знамя у священника одно – это знамение креста Господня на его груди, а не воинствующие птицы на нарукавных шевронах. Да, это чрезвычайно и беспредельно тяжёлый крест. Это невыносимая боль и непостижимо трудная задача. Это тонкий лед, хрупкий стебель, лён курящийся. Это часто требует большого мужества, огромного ума и еще большего сердца. Но это и есть «соль земли», которая не поддается манипуляциям, каким бы плотным не был их поток, которая тонко чувствует контекст для каждого слова, и еще тоньше для молчания, которая способна сохранять единство там, где все земные эмоции требуют разрыва, которая будет плакать с плачущими и смеяться со смеющимися, но никогда не будет делать это по указке мира сего, по веянью моды или согласно политического контекста. Это и есть «соль земли». Она либо всегда солёна, либо навсегда пресна.
📌 Из-за приостановления в Сумской епархии Украинской Православной Церкви поминовения Московского Патриарха по политическим причинам, Святейший Патриарх Кирилл 2 марта 2022 года направил митрополиту Сумскому и Ахтырскому Евлогию резолюцию, в которой, в частности, говорится:
📌 «Прекращение поминовения Предстоятеля Церкви не из-за вероучительных или канонических ошибок, или заблуждений, а из-за несоответствия тем или иным политическим взглядам и предпочтениям, — это раскол, за который каждый, кто его учиняет, ответит пред Богом и не только в веке будущем, но и в нынешнем».
📌 На самом деле в древности соль потерявшую силу не выбрасывали. Когда соль была плохо очищена от других примесей и не годилась для употребления в пищу, консервации или удобрения её использовали как расходный материал для укладки дорог. Бросали как мусор, чтоб удобнее было проехать на телеге в непогоду. То, что должно было идти в пищу, попирали ногами, то, что было призвано предотвращать тление, становилось бытовой грязью, то, что имело высокую цену становилось никому не нужным шлаком. Вот какой образ привел нам Христос. Поэтому на мой взгляд слова Патриарха в отличии от многих иных высокопоставленных слов звучат сегодня в этом конфликте не только максимально адекватно, но и чрезвычайно по-евангельски, что, собственно говоря, и бесит некоторых «властей мира сего» и ту самую соль, что теряет вместе с силой и голову. Таков наш век, его ложь, его правда и наш тест.