Воскресный день
НЕДЕЛЯ 1-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ / ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ
Ну вот, с Божьей помощью, мы с вами и оказались слушателями уже третьего цикла церковных чтений по Воскресным дням, который предлагает нам древний Лекционарий. Лишь кратко напомню, что первый цикл календарных чтений начинается сразу после Пасхи, второй – после Пятидесятницы, а третий касается Великого поста. Отныне все отрывки будут браться из двух евангелий – из евангелия от Иоанна и Марка.
Самая первая Неделя, то есть воскресный день, Великого поста называется Неделей Православия, или Торжества Православия.
Историческая канва, давшее название этой Недели более-менее известна всем. Иконоборцы на византийском престоле почти 2 века проводили иконоборческую политику в Церкви, пока наконец почитание священных предметов и святынь не были догматически обоснованы, интеллектуально доказаны и засвидетельствованы целой вереницей мучеников и исповедников веры.
Завершение этого тяжелого периода для византийской церкви 1-го тысячелетия и вылилось в праздник Торжества Православия. Но это, как мы сказали, лишь внешняя историческая линия праздника. А что же нам предлагает в этой связи именно церковное чтение этой Недели? Как понимает это самое Торжество Православие Лекционарий, который каждому празднику или событию предлагает богословскую или духовную основу в виде того или иного евангельского зачала?
В первое воскресенье Великого поста Лекционарий предлагает нам отрывок из первой же главы евангелия от Иоанна. И речь там идет о призвании апостолов Филиппа и Нафанаила. Нафанаил высказал некоторое недоверие, относительно происхождения Христа. Прозвучала эта ставшая знаменитой фраза: «из Назарета может ли быть что доброе?» Но затем он услышал от Спасителя то, что могло быт открыто только Богу и признал Христа, как Сына Божия и Царя Израиля. Это чтение ни о чем ином, как о догмате Боговоплощения, о том, что Иисус – это разрушенная между Богом и людьми преграда, это возможность видеть Бога предельно конкретно и явственно. Недаром высшей точкой этого отрывка являются слова Спасителя: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».
Теперь все люди могут видеть Бога, пришедшего во плоти, живущего рядом, осязаемого руками и созерцаемого глазами. А значит… и изобразимого красками и любыми иные художественными средствами, что и утверждается во всеуслышание в Неделю Торжества Православия. Ну а на следующей неделе Лекционарий предложит нам еще более сложное догматическое учение, которое, однако, является прямым следствием всё того же догмата о боговоплощении. Но это будет ровно через семь дней. С первой Неделей Великого поста! С воскресным днем!