Воскресный день
НЕДЕЛЯ ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ / ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ
В двадцать четвертое воскресенье после святой Пятидесятницы, Церковь предлагает нам услышать очередной отрывок из евангелия от Луки.
Как и в предыдущих отрывках из так называемых «лукиных зачал», которые теперь читаются по воскресным дням, в сегодняшнем чтении снова говорится об этике Христа. Он дает очередной урок отношения между людьми на примере милосердного самарянина.
Нам сегодня не совсем ясен контекст этой притчи, но во времена Иисуса евреи ненавидели самарян. Причем эта ненависть была взаимной. Евреи разрушили храм самарян на горе Гаризим, а самаряне в отместку осквернили Иерусалимский храм человеческими костьми. Все эти эпизоды создали непреодолимую вражду между двумя народами. И то, что приводит Христос в этой притче звучало не просто вызывающе, но даже революционно. Главным положительным героем оказался тот, кто вызывал в душе любого иудея исключительно отрицательные чувства. Но именно он был способен на акт милосердия.
Христос сознательно идет на эту провокацию, стирает все политические и даже религиозные барьеры. И церковный лекционарий приводя эту притчу сразу после чтения предыдущей недели, когда мы в очередной раз были свидетелями человеческой злобы, когда иудеи смеялись над Христом, воскресившего дочь Иаира, повторяя эту параболу сегодняшнее зачало развивает мысль о том, что в христианской этике ближний – это не тот кто классово или национально или даже вероучительно нам близок, а каждый, кто нуждается в нашей помощи, участии и любви.
Таким образом сегодняшний урок отвечает на главный вопрос этической революции Евангелия: «Кто мой ближний?» Тысячелетиями ответ звучал предсказуемо: тот, кто близок моей семье, роду, стране, вере. Но Христос вводит совершенно новую перспективу межчеловеческих отношений. И именно она станет той закваской, что преобразит всё человеческое общество, все последующие цивилизации.
В этой этике Христа, как и в любой этике, особое место занимает проблема богатых и бедных. Но ответ на нее лекционарий переносит на следующее воскресное чтения из евангелия от Луки. Ровно через семь дней. С праздником. С воскресным днем!