Воскресный день
НЕДЕЛЯ ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ / ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ
В двадцать пятое воскресенье после святой Пятидесятницы, Церковь предлагает нам услышать очередной отрывок из евангелия от Луки.
Как и в предыдущих отрывках из так называемых «лукиных зачал», которые читаются теперь каждый воскресный день, в сегодняшнем чтении церковный лекционарий подводит своих слушателей к непростой дилемме богатства и бедности. Вниманию верующих предлагается притча о богаче.
В ней утверждается, что бессмысленно собирать сокровища для себя, а не в Бога богатеть. А что значит богатеть в Бога? А это значит выставлять так приоритеты жизни, чтобы все они были подчинены новой этике Христа. Именно этой этике и посвящены все последние отрывки из евангелия от Луки, которые церковный лекционарий предлагает нам в поучение.
Христианское отношение к теме бедности и богатства гораздо более сложное, тонкое и антонимичное, чем простые социалистические или буржуазные модели. Это отношение очень точно определил апостол Павел: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Страшно не само богатство, а погружение в него с головою, забота о нем, заглушающая духовные стремления. Такое отношение к богатству осуждается Христом.
Евангелие предлагает более ответственную и менее эгоистичную перспективу. Святитель Иоанн Златоуст именно о ней говорит в своем толковании на это место: «Насытился сам – вспомни голодного. Утолил жажду – вспомни жаждущего. Согрелся сам – согрей трясущегося зимою. Живешь в высоком богатом доме – введи под свой кров скитающегося наружи. Веселишься на пиру – повесели скорбящего и жалующегося. Если так будешь жить, то не только не будет тебе препятствовать ко спасению власть и богатство, — заключает Златоуст, — но напротив, они будут твоими добрыми друзьями, будут для тебя водителями к Царству Небесному».
Вот такое совсем не плоское, совсем не популистское, трезвое и ответственное поучение предлагает нам церковный лекционарий на сегодняшний день. А на следующей недели мы вновь столкнемся с конфликтом между этой новой евангельской этикой и старыми человеческими предрассудками. Но это будет ровно через семь дней. С праздником. С воскресным днем!