Воскресный день

Смотреть на:

НЕДЕЛЯ ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ / ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ

В двадцать восьмое воскресенье после святой Пятидесятницы, Церковь предлагает нам услышать очередной отрывок из евангелия от Луки. 

Как и в предыдущих отрывках из зачал, которые взяты у евангелиста Луки, в сегодняшнем чтении церковный лекционарий продолжает как бы по нарастающей повествовать о милосердии Божьем, предлагая вниманию слушателей всё более и более выразительные картины. 

«Много званых, но мало избранных» — эта фраза уже давно стала нарицательной, ей посвящал свои кантаты Бах, европейские художники – от Каваллино до Милле – писали на этот сюжет картины, она вошла в золотой фонд литературных метафор. Христос произносит эти слова, ставшие афоризмом, в контексте притчи о брачном пире, о людях, званных на ужин. 

Кстати, и выражение «званный ужин» тоже родом из этой притчи. В ней Царство Небесное Христос уподобляется человеку, который созывал близких ему людей на брачный пир своего сына, но те отказались. И вот тогда созваны были все прочие, которые пришли и возлежали на пиру. 

Интересно, что у евангелиста Матфея эта притча имеет незначительное, но весьма интересное продолжение, как бы уточнение. Там говорится об одном из тех, кто пришел после второго зова, и который, тем не менее, был одет не подобающе, не в одежду, приличествующую празднику. И он был выброшен с пира. И именно в его адрес у Матфей звучат слова: «много званных, но мало избранных». И именно у Матфея в этой притче господина брачного пира – это не просто отец какого-то семейства, а царь. И его приглашение на пир не просто было проигнорировано, там даже слуг его принесших вассалам царя эти приглашения убили и покалечили. Поэтому в версии Матфея после игнорирование приглашения со стороны слуг царь отвечает их истреблением. 

Однако у евангелиста Луки все гораздо мягче, все менее сурово и этого грозного окончания с небрачной одеждой тоже нет. Вариант притчи у Луки заканчивается исключительно жирной точкой о милосердии Божиим. Хозяин пира после отказа со стороны самых близких и званных, просто отвечает приглашением нищих, увечных, хромых, слепых и всех кого нашли вдоль дорог и изгородей. Фактически брачный пир становится пиром бомжей и калек. И этот выбор церковного лекционария совершенно не случаен. 

Мы приближаемся к великой тайне праздника Богоявления и последующими за ним подготовительными неделями перед Великим постом. Поэтому система евангельских отрывков, читаемых по воскресным дням, открывает сейчас перед нами широкие объятия Отца, учит и повторяет о безграничном и порою даже шокирующее Его милосердие к кающемуся грешнику. Этот мотив звучал в трех предыдущих неделях и будет еще звучать в следующее воскресенье. Но это мы услышим ровно через семь дней. С праздником. С воскресным днем!

Популярное

«ХУЛА». СПАС РАССКАЖЕТ ПРАВДУ О РУССКОМ МАТЕ / ВЕЧЕР НА СПАСЕ
ЗАЩИТНИЦА РУССКОГО ВОИНСТВА/ПОЧЕМУ ФИЛИППИНЦЫ ПРИНИМАЮТ ПРАВОСЛАВИЕ?
ДУХОВНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ/УЖЕСТОЧЕНИЕ В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ/КОМУ НЕЖЕН «ЦИФРОВОЙ РАЙ»?
«Я НА ШЕСТОМ МЕСЯЦЕ, РЕБЕНОК МНЕ НЕ НУЖЕН. ЧТО ДЕЛАТЬ?». ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
ОТЕЦ. МОЛИТВА ЗА ПАТРИАРХА КИРИЛЛА / ВЕЧЕР НА СПАСЕ
МНОГАЯ ЛЕТА, ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО
С ПЕРВОГО КЛАССА ВМЕСТЕ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ ЛУЦКИХ. МОЯ БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
АНДРЕЙ БОРИСЮК. ПРАВДА О НИКОЛАЕ II И ПЕРВОЙ МИРОВОЙ. КТО СТОИТ ЗА «КРАСНЫМ ПРОЕКТОМ». КЛЕВЕТА О РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. РУССКИЙ КОВЧЕГ
IV ВЕК. «СИМ ПОБЕДИШИ»: ПОСЛЕДНИЕ ГОНЕНИЯ ИМПЕРИИ
АНАЛИЗ КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЫ ПОВЕРГ В ШОК/ СОБОРНАЯ МОЛИТВА ИСЦЕЛИЛА УМИРАЮЩЕГО МЛАДЕНЦА/ ПРОСТЫЕ ЧУДЕСА