Воскресный день

Смотреть на:

НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ В ЗЕМЛЕ РУССКОЙ ПРОСИЯВШИХ

📌 Второе воскресенье после святой Пятидесятницы церковный календарь именует Днем всех святых в земле Русской просиявших или Соборов всех русских святых. Не один церковный праздник, ни одно торжество в честь святых не прошло через горнило таких испытаний, через такую тяжелейшую историю как Собор Русских святых. 

📌 Его пытались забыть, сократить, уничтожить, запретить, над ним издевались, судили судом и даже боялись, пока наконец не совершили первую службу в честь всех русских святых в камере Владимирского централа ровно 100 лет назад в 1922 году. 

📌 Но, обо всем по порядку. Идеей о самостоятельной службе в честь местно-чтимых русских святых мы обязана Новгородским архиепископам. Но даже у них она появилась через 500 лет со дня Крещения Руси, когда в Русской земле уже были сотни почитаемых праведников. В чем-то виновато татаро-монгольское иго, но самым существенным фактором было элементарное отсутствие у Русской Церкви самостоятельности. Она все еще была сателлитом Константинопольского патриархата и не имела автокефалию. А греки, которые возглавляли многие древнерусские кафедры, к сожалению, не сильно были заинтересованы в отдельном торжестве для русских святых. Прорыв в этом вопросе совершили независимые и свободолюбивые Новгородцы. Они первыми начали праздновать Собор Новгородских святых, первыми составили им службу, первыми написали им жития и даже первыми построили храм в честь преподобного Сергия Радонежского. 

📌 Когда Новгородский архиепископ Макарий был избран митрополитом Московским и всея Руси, эта новгородская смелость стала всероссийской тенденцией. Святитель Макарий и его помощники собирали сведения о святых со всех уголков Руси. В итоге десятки из них были впервые официально канонизированы. Однако первый серьезный удар по этому празднику пришелся в эпоху патриарха Никона. На соборе 1666 года, который судил Никона, присутствовали представители всех Восточных патриархов. И они не преминули, воспользовавшись случаем, в лице Никона осудить и самостоятельные тенденции Русской Церкви. Как писал историк Карташёв: «Восточные Патриархи посадили на скамью подсудимых не просто Никона, а всю московскую церковную историю». 

📌 Сразу после суда начались изменения в русских богослужебных текстах и в первую очередь они коснулись русских святых. Исчезли праздники более двадцати русским святым, некоторые из них и вовсе были деканонизированы, то есть признаны не святыми. Память иных была сокращена до минимума. Например, все торжественные службы, связанные с иконами Божьей Матери, которые имели особую связь с русской историей, были редуцированы. «Знамение», «Казанская», «Тихвинская», «Федоровская», «Курско-Коренная» … Их великие праздничные Всенощные были отныне сведены к рядовым службам, а далее и вовсе исчезли. 

📌 В петровский синодальный период от сотни имен русских святых в официальном церковном календаре еле-еле осталось только одиннадцать. Деятель этого периода греческий архиепископ Никифор (Феотоки), который в конце жизни нашел себе пристанище на должности настоятеля московского Данилова монастыря, говорил, что митрополит Макарий с его канонизациями русских святых «был не проповедник, но враг истины…», потому что, по мнению Никифора, он назвал учителями тех, кто «не знал силы божественного писания». 

📌 Вот так на 400 лет великие русские праведники, преподобные, святители, благоверные князья, юродивые, страстотерпцы были объявлены «не знающими божественного писания». Тенденция унижения русских святых и пресмыкательства перед чужим политизированным взглядом сохранялась вплоть до революции 1917 года. На все просьбы о составлении отдельного праздника русским святым в Синодальный период отвечали одной и той же отпиской: «их память празднуется в день всех святых, и в большем мы не нуждаемся». 

📌 Только в 1922 года во Владимирской тюрьме, в знаменитом Владимирском централе, арестованные, избитые, измученные голодом и допросами архиереи, священники и миряне собрались вместе и решили совершить первую в истории службу всем святым в земле русской просиявшим. Однако весь советский период из этого богослужения под бдительным надзором атеистических властей вымарывали всякое упоминание о новомучениках и исповедниках Российских. 

📌 И только в 2013 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви разрешил эту многовековую эпопею. Появился праздник всех святых в земле Русской просиявших, который и было принято праздновать отдельно и сразу же через неделю от Дня всех святых, то есть во второе воскресенье после Святой Пятидесятницы. 

📌 Таким образом, пройдя забвение татаро-монгольского периода, политические интриги, иностранное влияние, позорное самоуничижение Синодального периода, идеологический прессинг безбожной власти, День всех Русских святых обрел свое достойное место в нашем церковном календаре. С Воскресным днем и с этим долгожданным и великим праздником земли Русской!

Популярное

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! / РОССИЯ ВСТАЕТ НА МОЛИТВУ БОГОРОДИЦЕ
ПАСХА. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
ПАСХА 2024. ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ИЗ ИЕРУСАЛИМА И ДОНБАССА
РУССКИЙ ИСХОД. ОТЕЦ БОРИС СТАРК, КНЯГИНЯ ВЕРА МЕЩЕРСКАЯ. РУССКОЕ КЛАДБИЩЕ ПОД ПАРИЖЕМ. 1 СЕРИЯ
ПОЧЕМУ СБУ АРЕСТОВЫВАЕТ ЕПИСКОПОВ НА СТРАСТНОЙ? ТЕСТ НА ПРАВДУ
«МНЕ 73 ГОДА, ОСТАЛАСЬ ОДНА. НЕ УБИВАЙТЕ ДЕТЕЙ!». ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА/СБУ В СВЯТОГОРСКОЙ ЛАВРЕ/КАК КРЫМ СТАЛ РУССКИМ/ПАВЕЛ АСТАХОВ.В ПОИСКАХ КОВЧЕГА НОЯ
ТРАДИЦИИ ВЕРБНОГО ВОСКРЕСЕНЬЯ/ИВАН ИЛЬИН – ПЕВЕЦ РУССКОГО НАРОДА/СМЕРТЬ. МИФЫ И СУЕВЕРИЯ
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП. В ПОИСКАХ НОЕВА КОВЧЕГА. ПРАОТЕЦ. ПЕРВАЯ СЕРИЯ
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП. В ПОИСКАХ НОЕВА КОВЧЕГА. НА ГОРАХ АРАРАТСКИХ. ВТОРАЯ СЕРИЯ