Тест на правду
НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ ПАСХАЛЬНОГО КУЛИЧА.
Через несколько дней наступит святая Пасха, христиане понесут в храм куличи для освящения, а языческие сайты в очередной раз будут нам рассказывать, что это традиционная обрядовая выпечка, заимствованная хитрыми христианами у древних славян. Из года в год карусель одних и тех же мифов повторяется как снег зимой, и солнце летом. Про крещение огнём и мечом, про блины на Масленицу и куличи на Пасху. Мы решили сделать наш «Тест на Правду» и разобраться, откуда пошла традиция пасхального кулича… и его причудливая конусная форма Итак, приступим…
Пасхальный кулич, каким мы его знаем сегодня, прошел фантастический путь трансформаций, причем не только по форме, но и по вкусу. И пришел он к нам… из Древнего Египта. Библейская книга Исход повествует о последней египетской казни. Ангел смерти прошел мимо иудейских домов, помеченных специальным знаком. «Смерть, прошедшая мимо…» Именно эта мысль легла в основу слова «Пасха», которое и означает «пройти мимо, миновать».
Фараон тогда понял, что с Моисеем шутки плохи и отпускает его народ из плена. Но Моисей понимал, что сердце фараона – материя изменчивая. Сегодня сказал одно, завтра другое. В общем, собираться нужно было без промедлений, и хлеб в дорогу печь быстро. Не стали даже ждать пока взойдет хлебная закваска, хлеб испекли пресным. В память о том марш-броске евреи каждый год стали печь пресный хлеб и есть его на Пасху. Эта далекая еврейская маца и была пра-пра-пра-прадедом нашего пасхального кулича. Однажды этот ветхозаветный хлеб оказался в руках у Иисуса Христа во время пасхальной трапезы, которая вошла в историю под именем «Тайная Вечеря». Так появилась Божественная литургия и Святое Причастие. А после вознесения Спасителя первые христиане собирались на свои богослужения, и во главе стола, там, где во время Тайной Вечери среди апостолов находился Христос – вот в этом самом месте, они ставили большой хлеб.
Этот пасхальный хлеб, символизирующий присутствие Христа на Литургии, так же является дальним родственником нашего русского кулича.
Форма литургии со временем менялась. Уже никакого хлеба во главе стола не ставили. Из незамысловатого трапезного застолья первых христиан Евхаристия становилась сложным храмовым священнодействием. Но в 11 веке к традиции пасхального хлеба вновь возвращаются. Недалеко от стен Константинополя находился Евергетидский монастырь, связанный с императорской фамилией. В уставе этой обители мы и встречаем впервые указания, что «на Светлой седмице, сразу после Святой Пасхи, игумен монастыря выносит большой квасной хлеб, — который греки называют «Артос», — делит его на мелкие части и раздает всем присутствующим. Указание Евергетидского типикона о раздаваемом пасхальном хлебе – еще одна ступенька к нашему куличу. В 13 веке святой Савва Сербский переводит Евергетидский типикон на славянский язык. И его предписания, — в том числе о хлебе, который раздается на Пасху — входят в Минеи и Триоди Русской Церкви. Так появился наш обычай раздачи пасхального артоса в конце светлой седмицы. Всю неделю этот хлеб стоит в царских вратах — в главном месте храма — как некогда он стоял во главе стола у первых христиан, всю светлую неделю его носят как икону на крестных ходах. Ну а в светлую субботу его режут на мелкие части, как и предписывал Евергетидский типикон, и раздают верующим. Этот пасхальный артос и есть прадедушка нашего пасхального кулича. Дело в том, что через неделю после Пасхи не все были в состоянии дойти до церкви за артосом. И чтоб раздача освященного хлеба не прошла мимо, наш благочестивый и творческий народ изобрел свой собственный артос. Пасхальные хлеба стали печь дома, приносили их в храм перед Пасхой, после освящения уносили в свои дома, где этот хлеб и находился всю неделю, играя роль пасхального артоса. Однако, и это еще не наш кулич. Это всего лишь его дедушка. Дело в том, что традиционный пасхальный кулич никогда так не выглядел. Посмотрите на знаменитую картину Николая ПимонЕнко «Пасхальная заутреня в МалорОссии». Она датируется 1891 годом. Обратите внимание, что представлял собой пасхальный кулич еще каких-то 130 лет назад. Это был обыкновенный хлеб круглой формы. Да и само слово «кулич» происходит от греческого «κόλλιξ», что значит «хлеб круглой формы». Никаких конусов. Откуда же взялись нынешние конусообразные формы куличей?
А виной всему — мода конца 19 века на сладкую парижскую булку, которую мы сегодня с вами знаем под именем «ром-баба». Дело в том, что на Юге Руси куличи в простонародье называли «пасхальными бабами». Они пеклись в чугунных конусообразных горшках. Достав кулич из такого горшка, его переворачивали и получали подобие большого раздувшегося сарафана, как у русской бабы. А в 18 веке в «пасхальную бабу» стали добавлять кагор. И вот такой рецепт через Польшу и Германию достиг Парижа. Там его изменили, форму русских горшков поменяли на кулинарные цилиндры, а вместо кагора добавили ром. Во времена Пушкина ромовые бабы привезли в Россию, что вызвало большую моду на них. Отныне дворяне просили печь для себя куличи не в горшках, а в цилиндрических формочках, напоминавших французскую ромовую, а не нашу русскую, простите, бабу.
Вот такой парадокс, французская ромовая баба, была «дедом» нашего современного кулича. По крайне мере по внешней форме.
Так что пасхальный кулич, никакой не «языческий обрядовый хлеб, который пекли землепашцы после окончания сельскохозяйственных работ». Кулич с самого начала был продуктом христианского мировоззрения. Даже его сладкая начинка – это изобретение не столько гастрономии, сколько богословия. Иудейская маца была пресным хлебом, и елась с горькими травами, в знак покаяния. А новозаветный пасхальный кулич – это уже не горький опреснок, а вкусная булочка, которая подчеркивает евангельскую радость. Вот так, пройдя путь длиною в три тысячи лет, пасхальный кулич и лег на наш стол.
Таков наш век. Его ложь. Его правда. И наш тест.