Вера и магия
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ МЕССИЯ, РАЗОЧАРОВАВШИЙСЯ В ОККУЛЬТИЗМЕ
Вера или магия, духовная жизнь или оккультизм – что доставит душе человека желанное счастье?
Здравствуйте! Оккультизм порождает своих «пророков» и своих «мессий», предлагая их миру как величайших учителей человечества. Как именно создавались такие «пророки», хорошо видно на примере Теософского общества, которое провозгласило мессией мальчика-индуса по имени Кришнамурти.
Мальчик родился в 1895 году в Индии в брахманской семье. Его отец, испытывая недостаток средств, на беду, устроился работать в Теософское общество, а мама умерла, когда сыну было 10 лет. Одним из лидеров теософии того времени был Чарлз Ледбитер, утверждавший, что обладает даром ясновидения. С Ледбитером был связан громкий скандал, поскольку вскрылось, что он давал подросткам безнравственные советы плотского характера. И вот, именно этот Ледбитер в 1909 году «открыл» в Кришнамурти мессию. Это случилось так. Ледбитер со своим секретарем нередко ходили купаться в море. Туда же после школы захаживал четырнадцатилетний Кришнамурти со своим младшим братом. Ледбитер обратил на него пристальное внимание и, быстро смекнув, провозгласил, что у Кришнамурти самая замечательная аура, без малейшей частицы эгоизма, и что он станет величайшим «духовным учителем» человечества.
Для теософов это имело огромное пропагандистское значение. Начиная с Блаватской, лидеры теософии утверждали, что получали от невидимых махатм мистические послания. Но спустя несколько десятилетий послания махатм перестали быть чем-то новым, содержание их не несло серьезных откровений. Идеологи Теософского общества решили удивить мир чем-то более невероятным, грандиозным, вот и родилась идея нового воплощения Великого Учителя. Ледбитер утверждал, что это будет воплощение духа Самого Иисуса Христа, но позже стал говорить и о духе Будды.
Причем поначалу был найден совсем другой мальчик, американский юноша Хьюберт Ван Хук, отец которого, на беду, тоже был членом Теософского общества. Хьюберту уже поклонялись как будущему «спасителю», но с появлением Кришнамурти карьера первого «мессии» прервалась. Теософы как следует взялись за Кришнамурти, ежедневно вкладывая в его голову свои идеи, и специально ради него создали Орден Звезды Востока, чтобы готовить общество к «приходу» Мирового Учителя. Когда Кришнамурти вручал свидетельства о членстве в Ордене, многие пали ниц перед смутившимся юношей, а Ледбитер утверждал, что этот момент подобен сошествию Святого Духа на апостолов.
Поскольку всякий пророк, как считали, должен быть человеком просвещенным, наставники Кришнамурти с утра до вечера бились над его образованием. Но юноша с детства отличался рассеянностью и низкой успеваемостью. Непонятливость будущего мессии раздражала учителей, и Ледбитер даже как-то раз его ударил, рассердившись на плохую сообразительность «спасителя мира». Впрочем, сам Кришнамурти старался, как мог. И хотя его не приняли ни в один университет, он освоил ряд дисциплин и научился говорить публично.
Ледбитер утверждал, что каждую ночь сопровождал душу Кришнамурти в астральные путешествия к махатмам. Эти путешествия были подробно описаны. Правда, сам Кришнамурти впоследствии говорил, что ничего об этом не помнит. И вот в подобной напряженной подготовке случилось непредвиденное.
Повзрослев, Кришнамурти вдруг осознал, что плясать под дудочку теософов – огромная несвобода. Кроме того, теософы заверяли, что его младший брат, болевший туберкулезом, в полной безопасности, так как защищен махатмами, но любимый брат всё-таки умер. И Кришнамурти с теософией разорвал. На собрании Ордена Звезды Востока в 1929 году, когда все жаждали услышать новое, значимое для всего мира слово, Кришнамурти разочарованно сказал: «Истина – страна без дорог… Я не хочу последователей… Я жажду освободить человека от всех клеток, от всех страхов, но не основывать новые религии, новые секты, не учреждать новые теории и новые философии». Кришнамурти отказался от статуса мессии.
Долгое время находясь под властью жесткого авторитета теософских учителей, Кришнамурти в итоге стал выступать против любых духовных авторитетов и проповедовать учение личной осознанности. Он воспользовался полученной популярностью, выступал как лектор перед широкой аудиторией, однако без громкого титула мессии. К сожалению, разорвав с теософией, он не пришел ко Христу и не познал слов Христа: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14: 6). Для Кришнамурти Истина так и осталась страной без дорог, ибо оккультизм и не есть дорога к Истине.
Путь оккультизма есть путь глубочайшей трагедии человечества. Именно внутри оккультной традиции, как мы видим, кто-то продумывал планы прихода «мессии» и даже готовил его. Однако всё это неизбежно рушится, вступая в противоречие с Промыслом Божиим. Постараемся не бояться людских замыслов и доверять Богу. Всего доброго вам!
Священник Валерий Духанин