О СВЯТОМ ФАДДЕЕ (УСПЕНСКОМ)
Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Нижегородской губернии в семье священника Василия Успенского и его супруги матушки Лидии и в крещении был наречен Иоанном в честь преподобного Иоанна Дамаскина. Начальное духовное образование он получил в Нижегородском духовном училище, а в 1892 году поступил в Московскую духовную академию. С ранних лет его душа стремилась к Богу, и с помощью молитвы он боролся с внутренними искушениями. Он обучался в Нижегородской Духовной Семинарии и Московской Духовной Академии, где сблизился с архимандритом Антонием (Храповицким). Вдохновленный духовной жизнью, Иван вел дневник, в котором ежедневно отражалась его борьба за святость.
После окончания академии, по благословению ректора, Иван стал духовным учеником старца иеромонаха Германа. В 1896 году он был пострижен в монашество с именем Фаддей и рукоположен в иеромонаха. Его духовная деятельность началась с преподавания в Смоленской Духовной Семинарии, позже он стал ректором Уфимской и Олонецкой семинарий.
20 декабря 1908 года состоялось наречение архимандрита Фаддея во епископа Владимиро-Волынского, а на следующий день состоялась его хиротония во епископа, которую совершил архиепископ Антоний (Храповицкий). Вручая епископу Фаддею жезл, архиепископ Антоний сказал: «Ты не знал собственности, не знал житейских удобств… ты сюда приехал на занятые в долг деньги… и почти без багажа. Правда, ты привез из Петрозаводска, как и из других городов твоей прежней службы, более ценные, в духовном, конечно, смысле сбережения… Все это ты привез в особенно драгоценном сосуде, именуемом – смиренномудрие, который не дает расхитить собранных даров духовных помыслам гордыни и самопревозношения… Итак, твое отношение к жизни ясно… ты взираешь на жизнь как на крест, на свое положение и звание – как на долг, обязующий тебя к неуклонной работе».
Епископ Фаддей регулярно объезжал свою епархию, посещая даже самые отдаленные приходы, где раньше никогда не видели архиереев. Везде он говорил пламенные проповеди, воодушевляя паству оправдывать жизнью свое христианское звание. Став архиереем, священномученик Фаддей только усилил подвиг поста и молитвы. Верующие сразу почувствовали в нем человека святой жизни, образец кротости, смирения и чистоты.
В 1919 году, после того как архиепископ Евлогий (Георгиевский) оставил Волынскую кафедру и уехал за границу, на его место был назначен епископ Фаддей. Кафедра Волынского епископа находилась в городе Житомир, оккупированном сначала петлюровцами, а затем большевиками. Епископ Фаддей утешал и защищал тех, кого несправедливо преследовали в захваченном городе. В 1921 году епископ Фаддей был арестован большевиками по ложному обвинению в участии в повстанческом движении. В марте 1922 года он был освобожден. После освобождения епископ отправился к Святейшему Патриарху Тихону (Белавину) в Москву, где состоялось его назначение на Астраханскую кафедру и возведение в сан архиепископа. Святейший Патриарх Тихон очень любил священномученика Фаддея. Приехавшим к нему астраханцам патриарх сказал: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей – святой человек? Такие светильники Церкви – явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому, отражается на здоровье. Разумеется, владыка избрал святой, но трудный путь, не многим дана такая сила духа».
В 1922 году Фаддей был арестован и вынужден был покинуть Украину, но продолжил свою миссию в Москве, а позже в Астрахани. Его жизнь была наполнена подвигами молитвы, аскезы и служения людям. В Астрахани он был окружен любовью верующих, служил в нескольких храмах и проповедовал.
Жил архиепископ Фаддей очень скромно. А. И. Кузнецов так описал свои впечатления от посещения квартиры архиепископа Фаддея, которую тот снимал в Астрахани: «Был январь. Морозный полдень. Парадную дверь отперла мне древняя старушка. По короткой скрипучей лестнице я поднялся наверх и в коридоре увидел владыку, который тоже вышел на мой звонок. Встретил он меня ласково и повел в комнату. Вот я и в жилище этого удивительного человека. На всем, что находится в комнате, – печать простоты, вернее, убожества. Владыка занимает две комнаты. В первой комнате стоит простой сосновый стол, три или четыре стула, на двух окнах – кисейные занавески, в углу образа с полотенцами на киотах. Во второй комнате железная кровать, покрытая серым байковым одеялом. Первая комната имеет назначение столовой, приемной и кабинета, вторая – спальня. Все для меня здесь было новым и неожиданным. Раньше я видел богатые архиерейские покои – дворцы, пышные выезды в дорогих каретах, сановных архиереев. А вот здесь – картина убожества, неприхотливость».
Священномученик Фаддей не имел ничего своего и не заботился о житейских нуждах. Если ему подавали еду – он ел, если не подавали – не просил. Он был совершенно равнодушен ко всему земному, словно смотрел на мир лишь духовными очами. А. И. Кузнецов вспоминал: «Прихожу однажды к владыке и говорю: «Какой ночью был ливень с громом, на улице лужи…» Владыка смотрит на меня и о чем-то думает. «Да, да, ливень. Вот, в сегодняшней Четьи-Минее рассказывается о житии праведного, Христа ради юродивого, однажды застал его ливень в лесу…» Владыка воодушевляется рассказом. Воспользовавшись паузой, я говорю владыке: У вас в доме крыша худая, на лестнице-то вода». Молчание».
Зная, что владыка мало ест, местное духовенство всегда старалось устроить совместные чаепития, чтобы таким образом накормить владыку. И каждый раз ключарь кафедрального собора просил: «Отцы, умоляю вас не начинать разговора за чаем. Владыка увлекается беседой и плохо ест». Очень застенчивый и скромный, священномученик Фаддей мог говорить часами, если речь заходила о предметах духовных.
Однажды он вместе с духовенством и паломниками отправился на пароходе в село Иванчуг, где в местной церкви хранилась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Духовенство подготовило на пароходе «архиерейскую каюту», накрыли стол. Но владыка, взойдя на корабль, разговорился с людьми и всю четырехчасовую поездку просидел на палубе, беседуя с народом.
Он был арестован вновь в 1937 году, обвинен в контрреволюционной деятельности и по постановлению тройки УНКВД Калининской области от 29 декабря 1937 года он был приговорен к расстрелу. Но исполнители приговора посчитали эту смерть слишком легкой: 31 декабря 1937 года по пути следования к месту казни палачи утопили его в нечистотах. Его тело было захоронено в безымянной могиле, но позднее было найдено и перенесено в Вознесенский собор города Твери, где оно стало объектом поклонения верующих.
Архиепископ Фаддей стал известен не только своим аскетизмом, но и чудесами, происходившими по его молитвам. Его жизнь, полная самоотречения и преданности Богу, продолжает вдохновлять верующих на протяжении многих лет.
Советуем вам также узнать о других новомучениках нашей церкви в проекте Новомученик дня.