Святой дня
ПАМЯТЬ ОБНОВЛЕНИЯ (ОСВЯЩЕНИЯ) ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ИЕРУСАЛИМЕ (ВОСКРЕСЕНИЕ СЛОВУЩЕЕ) / ПРАЗДНИК ДНЯ
Примерно за год до своей кончины, престарелая мать императора Константина Великого 80-летняя царица Елена предпринимает первую в истории археологическую экспедицию. Она направляется в святой град Иерусалим с целью найти место казни Господа Иисуса и по возможности обрести Святой Крест.
Местоположение горы Голгофа было более-менее известно. После разрушения Иерусалима в 70-м году на этом месте римлянине построили языческий храм Венеры. Археологи Елены снимают один культурный слой за другим и в друг обнаруживают провал, а в нем нишу, как бы пещеру. Именно в ней и был обнаружен Крест Христов, дощечка с надписью и гвозди.
Подробности этой экспедиции описывают практически все древние авторы: Амвросий Медиоланский, Руфин, Сократ Схоластик, Феодорит Кирский, Сульпиций Север, Созомен, Евсевий Кесарийский и многие другие. По приказу императора Константина на месте обнаружения святыни начали строительство первого христианского храма.
В 335 году все работы были завершены, но святая Елена этого уже не увидела. Она умерла несколькими годами ранее.
В сентябре 335 года при стечении огромного количества народа и сонма архиереев произошло освящение храма, которое вошло в историю как праздник Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме или в простонародье «Воскресение словущее», память чего мы и отмечаем сегодня 26 сентября.
Термин «словущее» в названии этого праздника буквально означает «прозываемый», «именуемый», «называемый». Или еще более точнее – «так называемый». Это слово происходит от глагола «слыть» и используется исключительно в русской церковной традиции. Почему же с этим праздником используется такая приставка? Всё дело в том, что в Средние века было представление о том, что Иерусалим является центром Земли. Основой для этого представления являются слова из 77-го Псалма порока Давида «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!». А также слова пророка Иезекииля: «Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него — земли».
До сих пор в комплексе Гроба Господня можно даже видеть так называемый «омфал» или «пуп земли» — архитектурное сооружение, буквально воплощающее это представление. Учитывая высочайшее значение этого храмового комплекса, наши благочестивые предки полагали, что не только сам храм Воскресения Христова невоспроизводим в своей уникальности, но и само его имя является сакральным и не может быть использовано напрямую. Поэтому стали применять такой вот филологический обертон, называя и храмы, и сам праздник — «Воскресение словущее», то есть «так называемое Воскресение», «освящение храма, известного как Воскресение». И исключительно в этот день, в тех церквях, которые освящены в честь данного события, служба совершается как на Пасху — пасхальным чином, с торжественным восклицанием: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!». С праздником!