Тест на правду
«ПАТРИАРХ ПОДДЕРЖАЛ ВОЙНУ»?: КТО ТЯНЕТ ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИКУ?
📌 Пасхальные торжества в этом году сопровождались волной критики в адрес Русской Церкви и лично Патриарха. Ряд публицистов, общественных деятелей и оппозиционных лидеров сетовали на то, что в проповедях высшего церковного руководства не было сказано о политической ситуации на Украине. По этой причине некоторые оппозиционеры даже декларировали свой разрыв с Церковью. Так, например, некий продюсер Александр Филиппов заявил, что отказывается считать себя чадом Церкви, пеняя, что в ней всё не так идеально с нравственной стороны, как ему бы хотелось. Он также осудил идею «русского мира» и раскритиковал Церковь за Главный храм вооруженных сил. В то же время профессор Андрей Зубов обрушился с критикой на Россию, так как, по его мнению, из-за её угроз украинские храмы в пасхальную ночь вынуждены стоять пустыми. А запрещенный в служении протодьякон Андрей Кураев, традиционно браня Патриарха и Президента, приписал им сакральную вину за невинных жертв военного противостояния.
📌 Я прекрасно понимаю этих кристально чистых и честных людей. И Андрея Борисовича, который недавно заявлял, что «Гитлер является ангелом русской истории», и Александра Филиппова, который переживает за гей-парады, девиц из Pussy Riot и свой любимый фильм «Левиафан». Я так же прекрасно понимаю Андрея Кураева, который в последнее время со строгостью «злой соседки» хлещет по щекам Русскую Церковь. Я всех их прекрасно понимаю. И даже отчасти завидую, как легко и непринужденно они делят мир на черное и белое. Как легко и непринужденно хлопают дверью, отвешивают заушения и плюют в лицо всем тем, кто не желает ни политических информаций в пасхальных службах, ни поощряемого западной аудиторией прогиба под тяжестью информационной лапши, ни свадебного пропуска в свое сердце злой военной агрессии. Я понимаю, что кто-то не видит лучшего места для критики власти, для политических страстей, чем пасхальный амвон. Но вот святитель Иоанн Златоуст, который произносил свое Пасхальное слово в то время, когда до его роковой ссылки оставались буквально считанные месяцы, вот он, лично, не счел нужным кричать с амвона святой Софии слова обличений и актуальной критики в адрес Элии Евдоксии или Флавия Аркадия. А ведь именно эти порфирогенеты стояли на балконе, прямо напротив Иоанна, и толпа жадно внимала словам любимого святителя, и по-всякому могло обернуться, поверни Иоанн свое слово в актуальное политичное русло. Цареградская чернь свергала деспотов и в менее удобные времена. Но нет, «смерть – где твое жало? Ад – где твоя победа?» Вот что волновало Иоанна больше, чем месть его багрянородным гонителям. Ни месть, ни справедливость, ни текущий момент истории вовсе не волновали Иоанна. Ибо Пасха для него была настолько колоссальным и самодостаточным событием, что никакие иные земные контексты не могли даже рядом стоять с темой его проповеди. Конечно, легко, наверное, хлопать церковной дверью, начитавшись желтых газет, обвиняя священнослужителей в том же самом, в чем сам каешься на исповеди. Легко перевозбудиться в период всеобщего перевозбуждения и под действием эмоций, фейков, накрученных сюжетов и просто злого состояния пнуть дверной косяк того дома, который никогда тебе и домом-то не был. Ведь что нового Александр Филиппов сказал своим красивым, как ему кажется, демаршем? Он, мол, покидает Церковь, поскольку Христос Ее покинул, как он выразился. Филиппову, мол, теперь там делать нечего, он ушел вслед за Богом… Вот так поза, вот же артист! Это всё достойно какой-нибудь литературной истерики романтичной барышни, или впечатлительной актрисы. Но любой маломальский понимающий христиан прекрасно дает себе отчет, что, оттолкнув от себя Церковь по каким-то сиюминутным предлогам, он толкает себя в нескончаемую и бессмысленную тоску и причитания.
📌 Потому что эмоции улягутся, информация тоже обновиться, а вот злоба отторжения из сердца будет исходить очень долго, а может быть и вечно. И стоило ли рисковать спасением своей души ради контекстной позы? Ясное дело, что смерть невинных, люди в храмах на Пасху, желание скорейшего мира – это всё благие и глубоко человеческие, глубоко христианские переживания. И тем, кто в Церкви, они естественно свойственны. Но только дитё неразумное будет с серьёзным видом без фильтров и корректировки на местности воспринимать сегодня всю ту информацию, что льется из социальных сетей и которая заставляет кипеть и пыжиться. Я понимаю, что всё это сложный, долгий и детальный разговор. Но я так же понимаю, что от перемены мест слагаемых сумма очень даже сильно меняется, когда за математику берутся манипуляторы, что причины и следствия – это бесконечная эквилибристика в руках умелых политологов. Ведь можно элементарно взять Пасхальную радость христиан и осквернить её эмоциональными обвинениями, которые либо никакого отношения к Церкви не имеют, либо произошли совсем по иным причинам. Убили кого-то на Пасху, или перед Пасхой, или после нее. Ужасная трагедия. Для всех. Для каждого. Кроме манипуляторов. Для них это лишь удачный материал, который используется в целях политической пропаганды. Именно этот материал, который быть может для кого очень важен, актуален, исполнен даже боли или живой подлинной эмоции, именно его Церковь сознательно и не пускает в свою жизнь на Пасху. Ибо боль бесконечна, обида вопиет об отмщении, справедливость требует жертв, но Пасха совсем не про то. Она про Христа Воскресшего, про Того, Кто Сам всё прошел, Сам всем пожертвовал, и дал нам такую перспективу прощения и перемен, что ни Элия Евдоксия, ни Флавий Аркадий, ни Филиппов с Кураевым перераспределить эту пасхальную повестку не могут, как бы они не старались. И хлопанье дверьми, проклятия, брюзжание, обиды, причитания, разочарования по причине не твой повестки, не твоего понимания, не того собора, не того прочтения последних известий – это всё реакции, порождаемые тягостным чувством нелюбви. Когда не любишь, когда из тебя уходит или вовсе никогда в тебе не был этот опыт любив к Богу, к Церкви, тогда для тебя и Собор будет не тот, и священники не те, и радость Пасхи не соответствует твоему настроению и Гитлер – главный герой.
📌 При таком раскладе ты просто устанешь менять Церкви, устанешь перебирать Соборы, патриархов и богов. И окажется, в конце концов, что вместо Бога ты всю свою жизнь прослужил замыслам тех, кто ставил тебя в ту или иную позу.
📌 Церковь Христова, Русская Православная Церковь – это столп и утверждение истины, и никакие моменты истории, перипетии судьбы и сложности выбора никогда из нее не изгонят Христа. И любящие Бога это знают. Страдают с теми, кто страдает, плачут с теми, кто плачет, молятся за тех, кто нуждается в молитвах и служат тем, кто нуждается в служении. Но делают это вот без этих вот поз, без этих деклараций, без этого деления на черных и белых, без требований возвести на церковную кафедру политрука вместо Златоуста. Как говорил Данте Алигьери, иногда просто стоит повернуться к дьяволу спиной, и ты увидишь Бога. Значит некоторые, не тем местом повернуты, не в той позе стоят. Таков наш век, его ложь, его правда и наш Тест.