Вера и магия
ПОЧЕМУ ОККУЛЬТИЗМ ОПАСЕН ДЛЯ ДУШИ?
Вера или магия, духовная жизнь или оккультизм – что доставит душе человека желанное счастье?
Здравствуйте! Некоторые люди наивно заигрывают с оккультизмом – гадают, обращаются к знахарям и экстрасенсам, увлекаются астрологическими прогнозами – и при этом думают, что не слишком погрешают против христианской веры. Иной раз какой-нибудь целитель утверждает, что он вообще имеет благословение Церкви на свою деятельность. Как же на самом деле Церковь относится к подобной сфере и чем продиктованы правила Церкви относительно оккультизма?
Поскольку соблазн оккультизма – один из самых коварных, Церковь с первых же веков своего существования предостерегала своих чад. При этом, постановления Церкви относительно оккультных увлечений всегда были достаточно строгими. Так, 61-е правило Шестого Вселенского Собора, обобщая разные оккультные увлечения, гласит: «Предающиеся волшебникам… или подобным им, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, да подлежат… правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые… соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков». То есть, напрасно думать, что гадания на Новый год или посредством тарологов – просто забава. Нет, это обращение к темной, оккультной силе, и такое обращение разрывает связь крещеного человека с Матерью-Церковью.
То же самое правило упоминает так называемых облакогонителей (разновидность экстрасенсов), обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов. Правило гласит: «Закосневающих же в этом, и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, «что общего у света с тьмою?» – как говорит апостол. – «Какая совместность храма Божия с идолами? Или какое соучастие верного с неверным? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (см.: 2 Кор. 6: 14-16)». То есть, никакого благословения Церкви представителям эзотерики никогда не давалось и не может быть дано по определению. А если кто из христиан начинает сам осваивать оккультное ремесло, то таковой отлучается от Церкви.
Согласно правилам святого Василия Великого, за занятия волшебством отлучают от святого Причастия на несколько лет, а тот, кто напоил ближнего «колдовским зельем», приравнивается к убийцам. Тут важно понять, что состав колдовских зелий в те времена мог вместо приворота невольно отравить понравившегося человека. Поэтому 8-е правило святого Василия о приворотных зельях гласит: «Сие часто делают жены (т.е. женщины), покушаясь некими обаяниями и чарованиями, привлекать неких в любовь к себе, и дающие им врачебные составы, производящие помрачение разума. Хотя таковые, причинив смерть, соделали не то, что имели в намерении, однако, за волшебство и занятие возбраненное, причисляются к вольным убийцам». Таким образом, занятие оккультизмом может довести до уголовного дела, а не только до отлучения от Церкви.
Немало сказано и об обращении к знахарям, бабкам, целителям и ясновидящим. В частности, в сборнике церковных правил Номоканоне в 18-м правиле на шесть лет отлучаются те, которые «при головных болях и других заболеваниях вызывают бабок, призывающих “благотворных” бесов в помощь и здравие им», а также те, которые «веруют имеющим духа пытлива, которые от беса научаемые предсказывают будущее».
Как видим, Церковь однозначно свидетельствует о разрушительном для души действии оккультизма. Те из христиан, которые, забыв обеты Крещения, сознательно занялись оккультизмом, допустим, гаданиями, приворотами и всякой экстрасенсорикой, подлежат, согласно правилам Церкви, достаточно строгим прещениям. А тем христианам, которые по неразумию искали помощи у знахарей, целителей и гадателей, назначается епитимия, т.е. покаянное делание, способствующее душевному восстановлению человека.
Постараемся помнить, что обращение к оккультизму – не невинное баловство, а достаточно тяжкий грех, который отчуждает от Церкви Христовой и потому нуждается в покаянии – духовном уврачевании. Конечно, в наше время на согрешившего не наложат в Церкви строгой епитимии, скорее порадуются, что человек вырвался из этих мрачных оков. Само погружение в оккультизм – хуже всякого наказания и неизбежно влечет муки души и тела.
Поэтому если кто-то, поскользнувшись, упал в оккультную грязь, пусть поскорей подымается и возвращается к Богу, ибо только Бог – Источник чистоты. Церковь – врачебница душ, не побоимся каяться в допущенных ошибках. Через покаяние подается освобождение от греха. А где освобождение, там и радость сердца и мир души. Дай Боже всем нам этой чистой радости, мира души, а еще здравомыслия, чтобы устоять посреди встречающихся соблазнов! Всего доброго вам!