Вера и магия

Смотреть на:

Почему православные не славят правь?

Вера или магия, духовная жизнь или оккультизм – что доставит душе человека желанное счастье?

Здравствуйте! Среди неоязычников бытует представление, якобы наименование «православный» изначально относилось не к христианам, а к язычникам. Быть православным, утверждают они, значит, славить правь – мир славных богов. Соответственно, наименование русского народа православным якобы должно было означать приверженность язычеству. Христианство же, с их позиции, несправедливо присвоило термин «православие» себе. Попробуем разобраться с этим странным представлением.

Мнение о языческих корнях термина «православие» родилось из весьма распространенного у неоязычников представления о делении мира на три части, якобы именовавшихся «явь, правь и навь». «Явь» понимается как явный, видимый мир, «навь» – как обитель темных богов подземного мира, а вот «правь» – мир светлых, высших богов. Соответственно, неоязычники утверждают, что «православие» есть прославление мира прави, т.е. светлых богов и почивших предков. Отсюда курьезным образом родились такие наименования неоязыческих общин как «Родная православная вера» или «Славянская православная вера».

На самом деле, подобное утверждение является лживым и научно совершенно не обоснованным. Терминологическая триада «явь, навь и правь», как обозначение трехчастного бытия, впервые появилась лишь в середине 20-го века в так называемой «Велесовой книге». «Велесова книга» – фальсификация, которую эмигрант Юрий Миролюбов выдавал за древнее славянское произведение чуть ли не 9-го века по Р.Х. Однако на поверку оказалось, что никаких подлинников «Велесовой книги» нет, а есть лишь рукописи самого Миролюбова, со многими филологическими несоответствиями древней письменности. Этой теме у нас посвящена отдельная беседа. Мы не найдем в древних письменных источниках ни одного упоминания прави как мира богов. Таким образом, каким бы ни было у язычников представление о делении мира, славяне никогда не славили правь, ибо никогда мир богов у них не назывался правью. А потому и термин «православие» не имеет к ним ни малейшего отношения.

В древнерусской письменности термин «православие» впервые прослеживается именно в христианских произведениях. В «Повести временных лет» сказано, что «православная вера тверда и крепка, пребывая подле Господа». А в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, произведении 11 века, говорится о разных странах, просвещенных проповедью святых апостолов, и все эти страны и народы, сказано, «чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере».

Термин «православие» – это буквальный перевод греческого термина «ортодоксия» (ὀρθοδοξία), дословно «правильное мнение, учение», но также и «правильное славление». Словосочетание «православное христианство» появилось в противовес разным еретическим учениям. И собственно термин «православие» означает неискаженное учение христианской Церкви, сохранившееся от апостольских времен и выраженное в догматах на церковных Соборах.

Поэтому термин «православие» («ортодоксия» (ὀρθοδοξία)) официально зафиксирован уже в актах IV Вселенского собора в 451 г. в Халкидоне. В пятом деянии этого собора говорится об «утверждении православных догматов». Собор подтвердил истину исповедания единого лица Господа Иисуса Христа в двух естествах – Божестве и человечестве. Таким образом, термин «православие» – исключительно христианский термин.

В первое воскресенье Великого поста в Церкви совершается особый чин – Торжество православия. Праздник связан с Константинопольским собором 843 года, который явил окончательную победу над ересью иконоборчества и восстановил почитание святых икон. В чинопоследовании торжества Православия после особых молений произносится Символ нашей христианской веры и затем торжественно возглашается: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная».

Как видим, древность совершенно не подтверждает интерпретацию православия как языческого славления прави. Зато древность очень хорошо подтверждает православие как христианское исповедание, которое дает людям правую веру и возможность правильно славить Бога. Постараемся хранить православную веру – веру в Господа нашего Иисуса Христа, сторониться неоязыческих соблазнов и проявлять трезвомыслие. Всего вам доброго! Храни всех Господь!

Священник Валерий Духанин

Популярное

Зумеры идут в православие
Патриарх о причинах и уроках революции / Чистое слово. Как излечить Россию от матерной брани?
По заветам Ильича: коммунисты против храма
ИИ запретит покупать и продавать: апокалипсис исполняется сегодня
Запрет антисемейных фильмов. А что взамен?
Киевские бесы издеваются над Лаврой / Александр Калягин о подвиге русских воинов на СВО
Ложь о слабых православных
Владимир Путин о наступлении русской армии / Премьера фильма о старца Федоре Томском в Екатеринбурге
Европа изгоняет Христа
Традиции Рождественского поста / Духовный секрет Соловков / Россия без мата / Златоустовский монастырь