Вера и магия

Смотреть на:

Последний или крайний? О чем говорят речевые суеверия

Вера или магия, духовная жизнь или оккультизм – что доставит душе человека желанное счастье?

Здравствуйте! Наши слова приоткрывают наш внутренний мир, наши надежды и чаяния, переживания и страхи. По речи можно судить, насколько человек верующий и, собственно, в Кого или во что он верит. Именно речь зачастую выдает и вкравшиеся в пространство нашей души суеверия. Итак, поговорим о речевых суевериях.

Весьма распространен в обществе страх произнесения слова «последний». Вас часто поправят: «Не последний, а крайний», когда вы спросите про очередь или расскажете о своей недавней поездке или полете в самолете. Слово «последний» навевает у суеверного человека мрачные мысли о том, что это действительно может быть самым последним в его жизни событием. И чтобы как-то защититься, человек не называет того, чего хочет избежать.

Такие люди полагают, что есть как бы особые слова, произнесение которых влечет за собой что-то плохое. Например, вместо приглашения «садитесь» они произносят «присаживайтесь». Ибо слово «сесть» соотносится с попаданием в тюрьму. Все магические представления основаны на вере в предметную действенность слова. Произнес и тем самым как бы запустил механизм последующих событий – это магизм в чистом виде.

В языческие времена были свои табуированные слова, которые старались не произносить. Иногда это были названия животных, считавшихся священными, а также вызывавших у людей особый страх. Так, на Руси остерегались произносить наименование медведя. «Медведь» – это уже вторичное имя, описательное, означающее «мёд ведающий». А собственное имя медведя считалось сакральным и его не произносили. Кто-то считает, что его называли «бер», отсюда «берлога», «логово, лежанка для бера», но так ли это, неизвестно. И ныне охотники, бывает, заменяют наименование медведя на такие прозвища, как Мишка, Михайло, бурый, потапыч, хозяин. Есть мнение, что в древности на Руси не произносили также и наименование змеи, т.к. боялись ее укуса. А собственно имя «змея» – тоже вторичное, означающее «земляная», «ползающая по земле». Видимо, считалось, что не надо произносить то, что не хочешь привлечь к себе. Таким образом, из языческих времен дошел сам принцип не произносить те или иные слова, которые якобы накликают на тебя беду.

Удивительно, что зачастую распространенными, регулярно произносимыми словами в простонародье бывают слова нецензурные – как раз то, что действительно вредит нашей бессмертной душе, потому что покрывает ее нечистотой и грязью. Вот эта ненормативная лексика у кого-то вошла в обиход, не вызывая ни страхов, ни упреков совести. А этого как раз стоит остерегаться, ибо Господь говорит: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36-37).

В наши дни доходит до курьезов, когда кто-то кому-то желает «ни пуха, ни пера», чтобы в деле сопутствовала удача, а в ответ следует отсылка к черному, к падшему духу. Собственно, само пожелание «ни пуха, ни пера» тоже родилось из речевого суеверия. Так когда-то язычники напутствовали отправлявшихся на охоту, чтобы этими словами как бы обмануть нечистую силу и не сглазить добычу. Охотникам говорили, что не желают им ни пуха, то есть пушного зверя, ни пера, то есть птицы, и вроде как подобным пожеланием они запутают нечистых духов, а заодно не сглазят добычу охотников. К настоящему времени подобное выражение стало просто пожеланием удачи, но отвечать отсылкой к черному, то есть к падшему духу – это самое худшее, что можно придумать.

Речевых суеверий, вошедших в обиход и даже прижившихся в литературном языке, весьма много, например: «типун тебе на язык». Это пожелание обращалось к тому, кто высказал что-то нехорошее или предсказывал неприятное. Собственно «типун» – воспаление на языке, доставляющее массу неудобств, но, слава Богу, вполне излечимое. А ведь когда-то типун считался признаком лживости и появлялся, как думали, потому, что человек кого-то словесно обидел или соврал. И всё это тоже суеверие.

Суеверным является представление, якобы в ответ на благодарение нельзя говорить «на здоровье», как будто ты отдаешь свое здоровье: «на», то есть «возьми» «мое здоровье». Это патологическое искажение в своем сознании простого словосочетания, в котором выражено пожелание здоровья.

Предрассудков, связанных с речью, очень и очень много. Суеверия пугают людей, лишая душу покоя и наводя на нее множество мистических страхов. Важно понять, что никакое литературное слово не обернется мистическим приговором нашей судьбе. Остерегаться надо не табуированных суеверным сознанием слов, а слов скверных, злых, колких, лукавых, нечистых, в общем, всех тех слов, которые разрушают нашу душу и причиняют рану и вред окружающим людям. Слово же чистое, произнесенное с сердечным теплом, непременно влечет за собой что-то доброе. Именно такого, доброго, теплого и чистого слова ждет от нас Бог. Дай Господь всем чистой и доброй речи и свободы от магических страхов. Всего доброго вам!

Cвященник Валерий Духанин

Популярное

Зумеры идут в православие
Патриарх о причинах и уроках революции / Чистое слово. Как излечить Россию от матерной брани?
По заветам Ильича: коммунисты против храма
ИИ запретит покупать и продавать: апокалипсис исполняется сегодня
Запрет антисемейных фильмов. А что взамен?
Киевские бесы издеваются над Лаврой / Александр Калягин о подвиге русских воинов на СВО
Ложь о слабых православных
Владимир Путин о наступлении русской армии / Премьера фильма о старца Федоре Томском в Екатеринбурге
Европа изгоняет Христа
Традиции Рождественского поста / Духовный секрет Соловков / Россия без мата / Златоустовский монастырь