Тест на правду
ПРАВОСЛАВНЫХ ВСЕ МЕНЬШЕ?
📌 В марте этого года Всероссийский центр опроса общественного мнения провел очередные исследования религиозной принадлежности граждан России.
По данным опроса, православную веру исповедуют 66 % населения России, что на 9 пунктов ниже по сравнению с 2017-ым годом. Доля тех, кто намеревался в текущем году соблюдать Великий Пост так же сократилась на 5 позиций.
📌 Опрос ВЦИОМ вызвал бурную реакцию со стороны антицерковно настроенных СМИ, которые сделали очередной вывод о религиозном кризисе среди православных граждан страны.
С удивительной настойчивостью почти каждый год перед началом Великого Поста различные исследовательские институты публикуют свой социологический некролог в адрес Церкви:
📌 В 12-ом году заявляли, что, так называемых, «практикующих» православных в стране 7 %. В 17-ом приводили цифру в полпроцента. В этом году также констатировали спад по целому ряду пунктов.
Как правило, все подобные данные базируются на опросах о соблюдении верующими ряда религиозных формальностей. Освящение каких-то предметов, свечки, соблюдение поста, окрашивание яиц на Пасху, и так далее.
Алгоритм этих опросников был составлен ещё в начале 90-х. И надо сказать, он давно вызывает ряд вопросов…
📌 В 2012-м году в Московском государственном университете состоялся семинар по социологии. В центре внимания оказалась статья профессора Сергея Лебедева «Тесный путь не туда». Основная мысль касалась так называемого «Индекса воцерковленности», разработанного Валентиной Чесноковой. По мнению Лебедева, индекс Чесноковой не согласуется с церковными правилами, а вопросы об исповеди и причастии не соответствует церковным постановлениям. Выступающие также отметили, что «Индекс воцерковленности» на самом деле является индексом невоцерковленности, потому что наиболее воцерковленную группу людей он описывает хуже, а наименее воцерковленную – лучше.
📌 То есть в тех параметрах, по которым определяется «воцерковленность», есть определенная неточность. Основной показатель опросов, касается соблюдения Великого поста. Однако мы знаем, что Пост могут не соблюдать по болезни, по беременности, путешествующие, командировочные, студенты, военнослужащие, в конце концов, просто по особому благословению духовника. В таких случаях делается бОльший акцент на добрых делах и домашней молитве. То есть формально не постящиеся по Типикону, по сути, держат пост в духовном отношении. Но эти нюансы не учитываются в опросах. А посему они могут быть весьма далекими от реальной жизни, которая более сложна и изобилует массой обстоятельств, которые невозможно идентифицировать по одному лишь постному фактору. Кроме того, надо учитывать и то, что какая-то доля граждан обозначают свою позицию, условно говоря, в духе вчерашних телевизионных новостей. Мы же прекрасно знаем, что для современных СМИ церковная тематика становится актуальной только в связи со «скандалами, интригами, расследованиями».
📌И после очередного шквала журналистских «откровений», — тем более, если они продолжаются год за годом, когда постоянно взвинчивают градус негативных эмоций в адрес Церкви, когда под лупой рассматривают любой казус, связанный со священнослужителями, — в итоге этих медийных акцентов мы получаем данные, которые к реальной духовной жизни отношения не имеют. Вам любой нейропсихолог скажет, прокручивайте 10 лет подряд гадости в адрес кого-угодно, даже самого безупречного человека или института, и вы трансформируете любое массовое сознание. Тем более, что сегодня это накладывается на особенное психическое состояние некоторых граждан. Люди сейчас, знаете ли, стали чрезвычайно нежными, ранимыми, с огромными претензиями к обслуживанию своих интересов. И не дай Бог Церковь «обслужит» их не на должном уровне. Соцопросы это сразу отразят.
Я вот только по Ростову за последние годы встречаю массу подобных ситуаций, в которых капризы, психозы или просто невменяемые состояния граждан становятся основной повесткой для сми о Церкви.
Какую-то женщину в храме во время венчания одной пары попросили немного подождать, и она подняла скандал на пол мира.
Какой-то мужчина в перерыве между службами зашел в собор и увидел, как во время уборки храма женщина говорит по дорогому телефону. Скандал во всех сми.
Дьякон на стоянке сел в иномарку, в свою собственную машину, подаренную ему тестем, и всё, шельмования по всем каналам.
Какой-то «друг» застрелившегося священника на своей страничке в соцсетях в пьяном состоянии обвинил Церковь в самоубийстве пастыря. Мол священник свел счеты с жизнью из-за недостатка денег. И всё. Федеральные сми по всем каналам подхватывают этот пьяный бред. Протрезвев, этот «друг» потом извиняется, кается, требует убрать эти свои скоропалительные и не на чем не основанные слова. Но кому ж после хорошего «хайпа» интересна истина.
Из Церкви годами, десятилетиями делают главного скандалиста эпохи. Это основная установка.
📌 Мы живем в сложном манипулятивном мире, и игнорировать факторы влияний и искусственно накрученных эмоций было бы не верно. В современном мире всё подвержено скоротечной динамике. Это, кстати, и заявил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в интервью программы «Дайте сказать».
📌 То есть, социологическими методами точно измерить такое далёкое от чистой эмпирики явление, как религиозность — весьма непросто. Тем более, когда в информационной повестке усиливается тренд на секуляризацию и формирование нарочитой картины «кризиса веры».
📌 Нынешнее цифровое поколение граждан — это люди из новой коммуникационной реальности, в которой работают новые законы и новые инструменты влияния на формирование общественных установок. А по вопросу о Церкви — мировая повестка однозначна. Церковь делают корнем всех зол! Именно так, кстати, назвали в 2006 году на 4 канале английского телевидения двухсерийный сериал с участием атеистов.Конечно, номинализм в религиозном вопросе, — когда граждане ограничивают свою духовную жизнь ритуально-магическими услугами – это серьезная проблема. Но она появилась не сегодня. Это всё старо как мир, и пребывать тут в иллюзиях не стоит.
📌 Во все времена самый популярный запрос к Церкви — это выполнение ею функций здравоохранения, социального обеспечения и идеологического института. А если она призывает к чему-то иному, то многим она и не нужна. Но Церковь не должна идти по такому пути. И не идет. Ей важны не массы, не популяризация, не пиар всеми средствами, ей важны те, кто влюблен во Христа. Западные мир пошел по этому первому пути, и получил знаменитую фразу Эйнштейна: «Я глубоко религиозный безбожник. Можно сказать, что это своего рода новая религия». С такими перспектива нам точно не по пути, несмотря на любые данные опросов.
📌 Что же касается самих социологических опросов, то при всей их нынешней популярности, при всем том, что мы, всё-таки, должны делать какие-то выводы, касательно успешности нашей миссии, нашего христианского свидетельства, — и тут нет никаких вопросов, — но, вместе с этим, мы не должны сходить с ума и лишаться покоя из-за очередного, так называемого, народного рейтинга. Потому что фраза «Vox populi, vox Dei est» — «глас народа – это глас Божий» — не входит в число святоотеческих цитат, и весьма далека от истины. В 8 веке английский богослов и поэт Алкуин составил письмо императору Карлу Великому, в котором очень точно определил христианское отношение ко подобным соцопросам. Он написал: «Мы не должны слушать тех, кто говорит: «Глас народа — глас Божий», ибо непостоянство толпы всегда граничит с безумием». А по-поводу ежегодных предпостовых социологических некрологов в адрес Церкви не менее ярко высказался другой английский богослов Гилберт Кит Честертон.
📌 В своей книге «Вечный человек» он написал: «Да, много раз-при Арии, при альбигойцах, при гуманистах, при Вольтере, при Дарвине — вера, несомненно, катилась ко всем чертям. Но всякий раз погибали черти». Таков наш век. Его ложь. Его правда. И наш тест.