Святой дня
АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ И АНДРЕЙ ОСЛЯБЯ ПРЕПОДОБНЫЕ / СВЯТОЙ ДНЯ
Вторая половина 14 века. Московское княжество — и Золотая орда. Князь Дмитрий Донской – и ордынский темник Мамай. Оба этих государства набирали силы и объединяли вокруг себя земли. Но Русь еще платила Орде дань и согласовывала административные назначения.
Первый раз, наверное, за 200 лет русский князь сказал Орде «нет» в 1371 году. Мамай дал ярлык на правления Владимиром одному своему ставленнику. Но московский князь сказал, что не подпустим его к городу. Мамай был в шоке, такой наглости Орда давно не встречала. Но это было только начало. Через 3 года в 1374 году Дмитрий Донской отказался выплачивать Мамаю дань.
Орда свирепела. На Русь отправили послов и более тысячи самых отборных и суровых воинов. Мамай был уверен, что вид грозных ордынских конников освежит в памяти русских тот страх, который внушала Орда предыдущим поколениям. Но для незваных гостей всё закончилось неожиданно. Сначала княжеская дружина ловко перебила эту отборную тысячу, а через год при попытке бегства прикончили и главу посольства.
В Орде уже не понимали, что происходит с этим ранее вполне себе покорным народом. Но и это было еще не всё. Через два года в 1376 году русское войско вторглось на среднюю Волгу. С городов повыгоняли ордынских ставленников и везде поставили русскую таможню. Это было уже за пределами наглость. В 1378 году для наказания непокорных Мамай отправляет большое войско под командованием ордынского аристократа. Однако все они терпят сокрушительное поражение. И вот вскоре разведка донесла, что теперь уже лично Мамай собирается возглавить поход.
Примерное время вторжения – осень 1380 года. В Коломне стали собирать русское ополчение. Княжеские дружины восполнялись городскими добровольцами и прибывающими с Дона казаками. Князь волновался. Войско Мамая по численности было значительно больше русского. В его составе — много наёмников, профессиональных убийц. Тогда Димитрий и решил поехать в монастырь к игумену Сергию Радонежскому, и спросить у него благословение на предстоящий подвиг.
Преподобный Сергий выбрал из числа своей братии двух иноков, монахов, бывших военных, и в качестве послушания благословил им следовать вместе с русским войском на Куликово поле, приняв участие в обороне страны. Звали этих иноков Александр и Андрей, в миру – Пересвет и Ослябя – их же память и совершаем сегодня 20 сентября.
Пересвет был из Брянска. Ослябя из Калужских земель. Оба были боярского рода и профессиональными военными. Говорят, их даже связывали братские узы. Оба они ушли в ученики к преподобному Сергию и приняли монашеский постриг. Это, пожалуй, всё, что мы знаем об этих иноках до их воинского подвига. Перед началом сражения Александр-Пересвет вышел один на один в поединке с богатырем Челубеем. Это столкновение православного монаха и лучшего война Орды сильно повлияло на настроение войска. Челубей был убит наповал, хотя позже от полученных ран скончался и инок Пересвет.
Андрей-Ослябя также сыграл важную роль в судьбе этой битвы. Именно он оттащил раненного Дмитрия Донского к березе, чтобы его не затоптали кони. Бездыханное тело инока Андрея было найдено неподалеку от контуженного князя. До последней секунды жизни инок Андрей охранял своего нового и последнего в своей жизни командира.
53 километра русские всадники гнали Орду, пока Мамай не потерялся где-то в степях. После блестящей победы русского войска погибших хоронили целых 7 дней. Дмитрий получил прозвище Донской. Москва стала объединительным и политическим центром восточнославянских земель. А имена двух святых иноков – Александра-Пересвета и Андрея-Ослябя — навсегда вошли в историю страны и в святцы Русской Церкви. Их же молитвами укрепи и нас, Боже.