Святой дня
АНТОНИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПРЕПОДОБНЫЙ / СВЯТОЙ ДНЯ
Первым духовным центром на Руси, из которого вышло огромное количество подвижников, святителей и ученых и который стал образцом для всех последующих русских монастырей был Печерский монастырь древнего Киева. Его основал преподобный Антоний Киево-Печерский, память которого мы и совершаем сегодня 23 июля.
Его имя в крещении было Антипа. Он родился еще до принятия Русью христианства. А в 1015 году, когда умер князь Владимир, он подвизался монахом на святой горе Афон, куда стремился всю жизнь. Там, кстати, до сих пор показывают некие пещеры, в которых якобы жил Антипа, принявший в монашестве имя Антоний. Но это больше благочестивые предания, чем исторический факт. Мы не знаем в каком именно месте проводил свои подвиги молодой инок. Но мы знаем, что однажды его позвал игумен и благословил вернуться в Киев. Как ни любил Антоний Афонскую гору, но он подчиняется воле игумена. Ибо для монаха послушание превыше всего.
В это время в Киеве уже существовали некоторые монастыри, которые были основаны на средства различных князей и населены, в основном, греками. Антоний не нашел ни один из них подходящим для своей привычной афонской строгости. Однако на одном из холмов Киева, прямо у крутого берега Днепра, Антоний находит пещеру, выкопанную для аскетических подвигов священником Иларионом. Пещера была пуста, так как Илариона поставили в митрополиты Киевские. Ему уже было не до уединения.
В место затворничества первого русского святителя и вселяется преподобный Антоний. Это и является исходной точкой основания будущей Киево-Печерской лавры. Вскоре к нему присоединяются ученики. Их количество росло. И Антоний уходит чуть дальше, выкопав себе новую пещеру в более спокойном месте. Так и появились в будущей Лавре Ближние и Дальние пещеры. Из Антониева монастыря вышли выдающиеся деятели русской культуры, среди которых особое место занимает Нестор Летописец, автор «Повести временных лет».
Преподобный Антоний скончался на 90-м году жизни в 1073 году. Однако мощи основателя русского монашества никогда не были обретены и до сих пор пребывают под спудом. И с этим фактом связана одна прелюбопытная и поучительная история. Австрийский дипломат и путешественник Эрик ЛясОта фон Штеблау в 1594 году посетил Киев. В своем дневнике он описал рассказ одного инока, водившего его по пещерам. Этот безымянный монах поведал гостю древнее киевское предание о кончине преподобного Антония.
Оказывается, перед смертью Антоний простился с братией и удалился в погребальную пещеру, которую сам же и вырыл. Братия хотела последовать за ним, но Антоний строго им запретил это делать. Он хотел умереть в одиночестве и в безвестной могиле. Таковым было его благословение. Однако монахи внимательно следили, в какую сторону пещерного коридора повернет их наставник. Внезапно сразу за спиной уходящего Антония произошёл обвал. Путь к старцу был отрезан, и он все-таки упокоился как и хотел, в неизвестном месте.
Братья все-таки продолжала нарушать благословение старца и тщетно пыталась откопать останки своего наставника. Копали и влево, и вправо, и в глубь, и в верх, но везде натыкались либо на потоки воды, либо на пустоты. А последние попытки обнаружить место погребения преподробного Антония, кстати, предпринимались уже при советской власти. Но и эти усилия оказались безрезультатными.
Преподобный Антоний Киево-Печерский всю жизнь учил послушанию и этим посмертным примером показал нерушимость этой добродетели. Его же молитвами укрепи и нас, Боже.