Святой дня
АНТОНИЙ РИМЛЯНИН ПРЕПОДОБНЫЙ / СВЯТОЙ ДНЯ
Святой, которого мы празднуем сегодня, относится к праведникам, в историчности которых сомнений нет, а вот к биографии есть вопросы.
Как правило, это святые, которые осуществляли свой духовный подвиг на северных территориях нынешней России в ближайшие столетия после Крещения Руси. Звали его — преподобный Антоний Римлянин, его же память и совершаем 16 августа.
Его житие было составлено спустя 5 веков после кончины, в XVI веке. И естественно, что лакуны в его биографии заполнялись какими-то догадками, на основании тех немногочисленных данных, что имелись.
Согласно тексту жития, Антоний был по происхождению римлянин, принял монашество и поселился на какой-то приморской скале. Однажды камень, на котором он молился, откололся от берега и святой поплыл на нем до Новгорода, пристав к берегу через три дня. По сведению агиографа произошло это в 1106 году. С местными жителями поначалу он общался исключительно на латыни через переводчика. Но чуть позже выучил русский. С благословения архиепископа Новгородского Антоний становится игуменом монастыря, проживает в нем 16 лет и мирно отходит ко Господу в 1147 году.
Как видим, в этом житии есть не только некоторые исторические данные, но и явные интерпретации. И с одной из них, которая мне видится более реальной, я с вами поделюсь. Суть её в том, что Антоний не был никаким римлянином, и приплыл он в Новгород за три дня не из Средиземного моря. Почему появилась версия, связывающая его с Римом? А появилась она на том основании, что общаться он мог с новгородцами только на латыни. А на латыни он вынужден был общаться потому, что, к его радости, новгородцы нашли толмача, который понимал этот язык. А родного языка Антония никто не понимал.
И агиограф XVI века сделал нехитрый вывод. На латыни говорят в Риме, значит наш гость – римлянин.
Камню, на котором святой приплыл, то же есть вполне рациональное объяснение. Лодка, на которой он прибыл, вполне могла походить в образном смысле на какой-то камень. В XVI веке метафора стала реальностью, и с тех пор камень Антония показывают всем желающим.
Кто-то считал его римским аскетом, кто-то немецким монахом, была и такая версия. Но есть еще одна христианская страна, давшая огромное количество именно странствующих по всему свету монахов, которые в новых землях говорили на латыни, поскольку для них это был язык богослужения, плавали не в просмоленных лодках, как было принято в Новгороде, а на суднах, обтянутых шкурами животных, что действительно напоминало большой камень, а еще они были способны за три дня через Неву, Ладогу и Волхов достигнуть Новгородских берегов. Речь идет об ирландских монахах, относящихся к так называемой Кельтской церкви.
К VII веку на территории Ирландии и Британии уже были монастыри, насчитывающие до 6 тысяч насельников. Основной обет, который давали кельтские монахи был – peregrination pro Christo – «паломничество ради Христа». В качестве духовного подвига они оставляли свою горячо любимую Родину и уходили в чужие земли, где основывали монастыри.
80 % самых известных и самых древней монастырей Европы были основаны кельтами. Кельтский язык за пределами Ирландии и Британии никто не знал, и они вынуждены были общаться с местными жителями на латыни, которую изучали в монастырских школах и знали в совершенстве. А по морям они плавали на так называемых «курахах», которых еще Геральд Уэльский в том же XII веке по внешнему виду сравнивал с плавающими по воде камнями, особенно при плохой видимости. Ну и, наконец, имя Антоний было одним из самых любимых среди кельтских подвижников, потому что после того, как святитель Афанасий Александрийский составил житие аввы Антония Великого, и оно было переведено на латинский язык, его образ стал самым популярным среди ирландского монашеского искусства. А в ближайших к Новгороду Скандинавских землях в XII веке ирландских монахов было более чем предостаточно, и водный путь оттуда спокойно мог занимать именно три дня, тогда как со Средиземного моря плыть пришлось бы около полугода.
В общем, версия эта тоже имеет право на существование, тем более что в XII веке повсюду в окрестностях Новгорода появляются изображения крестов типично кельтской формы. Людогощенский крест, Алексеевский крест, кресты Выборга и прочие – это точные ставрологические копии высоких кельтских крестов, которые можно видеть по всей Ирландии и Британии.
Кем бы ни был святой Антоний, по прозвищу Римлянин, одно не вызывает сомнений — этот иностранный гость, нашедший приют на русском Севере, был выдающимся подвижником и великим святым, почитание которого в Новгороде началось сразу после его блаженной кончины. Его же молитвами укрепи и нас, Боже.