Святой дня
ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР НАЧЕРТАННЫЙ / СВЯТОЙ ДНЯ
В 813 году новым императором Византии становится Лев Пятый по прозвищу «армянин». С точки зрения светских понятий он был весьма успешным правителем. Уже сразу в течении первых двух лет своего правления он усмирил болгарского хана, укрепил армию, выровнял границы империи. В общем – начал прям весьма успешно. Но вот с точки зрения истории церковной – Лев Пятый был просто чудовище.
В 815 году он изгнал из Царьграда законного патриарха святителя Никифора, сослал его в заточение. На его место Лев поставил одного из командиров своей гвардии по имени Феодот, который не принадлежал к клиру, не имел никакого понятия о церковной жизни, и не имел ни малейшего представления о богословии. Но именно такой человек, по которого историк Георгий Монах писал, что он был «безгласнее рыбы», и был нужен императору, который запланировал восстановить в империи ересь иконоборчества.
В 815 году Лев Армянин созвал в Константинополе собор, на котором присутствовали такие же «безгласные рыбы», заставил их отменить решения 7 вселенского собора об иконопочитании и провозгласить иконоборчество – генеральной линией церковной жизни.
В этом же году император издал эдикт, согласно которому любая икона могла быть уничтожена без малейших последствий для того, кто это сделал. Именно тогда множество прекрасных произведений византийского искусства было варварски уничтожено.
Иконы разбивались топорами и сжигались на площадях. В это время Господь воздвиг ревностного монаха, который смело и талантливо стал выступать против новой политики императора.
Звали этого выдающегося святого – преподобный Феодор Начертанный, его же память мы и совершаем сегодня.
С раннего детства он вместе со младшим братом подвизался в Лавре святого Саввы в Палестине. Но их тихий монашеский подвиг был прерван призывом Иерусалимского патриарха, который отправляет обоих братьев в Константинополь для защиты Православия от посягательств императора-иконоборца Льва Пятого.
Преподобный Феодор был хорошо образованным человеком. Он обладал прекрасными богословскими и светскими знаниями. Так что призыв его в Константинополь способствовал усилению в столице партии иконопочитателей. Ему удалось посрамить иконоборцев в прямом словесном состязании, он доказал, что иконоборчество – новая ересь, а иконопочитание – древний церковный догмат, который исходит из самой сути христианства.
Однако, как и водится, император не признал поражение своей ошибочной политики и вместо мирной дискуссии приказал избить Феодора и сослать его в ссылку. За твердость свой православной веры Феодор сидел в темнице при трех императорах – при Льве Армянине, Михаиле Балбе и императоре Феофиле. Наконец, иконоборцами было принято решение о жестоком истязании святого Феодора и его младшего брата. Раскаленными иглами на их лица были нанесены слова, которые позорили их как суеверных монахов, пребывающих в заблуждении. Отсюда и пошла традиция именовать Феодора – Феодором Начертанным, то есть, получившим на лице увечья в виде какого-то позорного текста. После этих увечий в 840 году исповедник веры скончался.
Его честные мощи были положены под сводами великолепного Константинопольского монастыря Хора, где источали многочисленные чудеса и исцеления. Его же молитвами укрепи нас, Боже.