Святой дня
ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК / СВЯТОЙ ДНЯ
Во время православного богослужения исполняются песнопения, которые называется «каноном». Богослужебные каноны не стоит путать с канонами церковных правил. Слово используется одно, но по сути это совершенно разные произведения. Богослужебные каноны составляются к каждому празднику, к каждому святому и даже к церковным требам. Это такие своего рода гимны, в которых повествуется о сути празднества. Исполняются они определенным образом и составляются так же по определённому шаблону.
Может быть поэтому они и стали именоваться канонами, так как это греческое слово переводится как «правило». У каждого канона есть свой автор. Мы знаем имена практически всех творцом канонов. Это были, в основном, выдающиеся греческие, сирийские и латинские подвижники. Но среди них особое место занимает один составитель, который написал почти 150 канонов, лучшие и самые известные из которых – это канон в Неделю Торжества Православия, каноны всем 12 апостолам и канон на исход души от тела, который мы читаем над усопшим.
Звали этого выдающегося автора — преподобный Феофан Исповедник, или Феофан Начертанный, его же память мы и совершаем сегодня 24 октября.
Он жил в очень непростое время, в эпоху иконоборчества. С раннего детства он вместе со старшим братом подвизался в Лавре святого Саввы в Палестине. Но их тихий монашеский подвиг был прерван призывом Иерусалимского патриарха, который отправляет обоих братьев в Константинополь для защиты Православия от посягательств императора-иконоборца Льва Пятого.
Феофан, по-видимому, был талантливым ритором. Ему удалось посрамить иконоборцев в прямом словесном состязании, он доказал, что иконоборчество – новая ересь, а иконопочитание – древний церковный догмат, который исходит из самой сути христианства. Однако, как и водится, император не признал поражение своей ошибочной политики и вместо мирной дискуссии приказал избить Феофана и его брата и даже искалечить их лица. Раскаленными иглами на их лица были нанесены слова, которые позорили их как суеверных монахов, пребывающих в заблуждении. Отсюда и пошла традиция именовать Феофана Феофаном Начертанным, то есть, получившим на лице увечья в виде какого-то позорного текста. После пытки братьев отправили в темницу, где старший из них скончался, а младший Феофан выжил и даже дожил до окончания иконоборческой ереси в 842 году.
После победы Православия Феофан был избран митрополитом города Никея, где некогда проходил Первый вселенский собор. Поскольку по своему происхождению он был сириец, некоторые никейские священники разволновались: является ли Феофан православным, вдруг он какой-нибудь монофизит, монофилит, дохалкидонит, ну, то есть, вдруг он исповедует какое-нибудь сирийское восточное не православное христианство? Ведь Сирия была одним из центров так называемой Древней Восточной Церкви, которая не признавала Четвертый вселенский собор и его догматы. Однако на все эти опасения Константинопольский патриарх Мефодий ответил: «посмотрите на лицо Феофана, оно является самым лучшим свидетельством его православия».
Скончался преподобный Феофан, Начертанный около 850 года в сане митрополита. Его честные мощи были положены под сводами великолепного Константинопольского монастыря Хора, где источали многочисленные чудеса и исцеления. Его же молитвами укрепи нас, Боже.