Святой дня
ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОЛА СВЯТОША / СВЯТОЙ ДНЯ
Известно, что многие древнерусские князья, как на смертном одре, так и при определенной политической обстановке, принимали монашество. А теперь, внимание вопрос. Кто из них первым начал эту традицию? Какой русский князь первым в истории принял монашеский постриг? Правильный ответ – правнук Ярослава Мудрого князь Луцкий Святослав Панкратий Давыдович.
В истории церкви он более известен под именем преподобного Николы Святоши, инока Киево-Печерского монастыря, его же память и совершаем сегодня 27 октября.
Имя Святослав князь получил при рождении. Панкратием был наречен в крещении. Николаем был назван в постриге. А вот откуда же взялось такое странное для нашего уха прозвище «Святоша»? Ведь для нас сегодня «святоша» — это чуть ли не синоним слова лицемер, фарисей, ханжа. Но, тысяча лет назад это слово не имело подобной коннотации.
По одной версии «святошой» называли богомольного, набожного человека. А по другой, это прозвание связано с мирским именем князя. Оно является как бы его ласкательным рудиментом. Ну вот, как например, Антоша для Антония, Тимоша для Тимофея или Гоша для Георгия. Вот и Святослава в старину могли по-доброму и ласково называть Святоша. Кстати, на западе Киева есть район «Святошино». Это название также восходит к святому Николаю Святоши.
Так или иначе, но это прозвище прекрасно характеризует нашего героя.
Он родился в 1080 году и был потомком князей Черниговских. У него была жена, дети, княжество, власть. Но всё изменилось после съезда русских князей в городе Любече в 1097 году.
Основной повесткой Любечевского съезда было прекращение междоусобицы и направление всех сил против половцев. Однако это собрание закончилось новой трагедией, еще больше всех разделившей.
Сразу после съезда был застигнут врасплох и жестоко ослеплен Волынский князь Василько. Такого Рюриковичи еще не видели. После этого все братья перессорились, и вражда началась по новой. Да еще и половцы огонь в масло подливали. Уделов Святослава эта междоусобица не обошла. Положение было настолько катастрофичным и безвыходным, что князь советуется с женой, с духовником и принимает решение оставить княжество, во имя спасение жизней своих подданных.
Он добровольно уходит в Киево-Печерский монастырь, где принимает постриг с именем Николай.
Долгие годы инок Николай совершает свой духовный подвиг, трудится в пекарне, колит дрова, носит воду, собирает замечательную библиотеку. В конце жизни Бог наделил его даром исцеления и чудотворства.
Скончался преподобный Николай в 1143 году и был погребен в дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Его же молитвами укрепи и нас, Боже.