Вера и магия
ПРИРОДА — ПРЕДМЕТ ПОКЛОНЕНИЯ ИЛИ ДАР ОТ БОГА ЧЕЛОВЕКУ?
Вера или магия, духовная жизнь или оккультизм – что доставит душе человека желанное счастье?
Здравствуйте! Люди, сочувствующие оккультизму, обычно всячески превозносят язычество, а христианство ругают. Например, они говорят, что язычество есть единение с природой, гармония естественной жизни, тогда как христианство якобы стало природу покорять и налагать на собственное естество ненужную аскезу. Соответственно, также начинают относиться к остаткам язычества, в частности к магии. Итак, посмотрим, как именно христианство и язычество относятся к природе.
Прежде всего, отметим, что язычникам никакие их боги не оставили какой-либо заповеди, как относиться к природе. Вся языческая история наполнена чадящим дымом от кровавых жертв. Магия по сути есть потребительское отношение к чему бы то ни было. Посредством колдовства язычник желал заполучить самых разных благ – удачи на охоте, прибыли в торговле, расположения женщины. Природа как таковая язычника никогда не интересовала. И только Священное Писание христиан говорит об особом отношении человека к природе.
Библия повествует, как Бог поместил человека в Рай, чтобы «возделывать его и хранить» (Быт. 2: 15). Адам вводится в Рай не как потребитель и расточитель, а как мудрый распорядитель, поставленный Творцом для чуткой заботы о богозданном мире. Такова изначальная идея человека. И лишь по причине грехопадения началась вражда между людьми и окружающим миром, а в саму природу вторглись катаклизмы и хищничество.
В Библии сказано: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притч. 12: 10). Потребительское отношение к природе, поиск хлеба и зрелищ – это языческий принцип. Да, язычники обожествляли отдельных животных, но к другим относились безжалостно и хищнически. Когда древние греки гадали, то разрубали животных и делали предсказания по их внутренностям. Судебные клятвы произносили, стоя на частях убитых животных, а при заключении договора обмакивали в их кровь руки и оружие.
Четыре раза в год греки, – этот самый просвещенный народ античности, – устраивали мистерии Диониса. Толпы веселых мужчин, двигаясь с песнями к жертвеннику, несли впереди амфору вина, а замыкал шествие фаллический образ. Заколов жертвенного козла, исполняли двусмысленные пляски, ночью же начиналось самое неистовое торжество. У язычников древнего Рима был свой аналог праздника – вакханалии. Поначалу в нем участвовали только женщины. Одевшись в звериные шкуры, напившись вина, они исполняли безумные танцы, чтобы погрузиться в священный экстаз. Затем бегали по лесам и горам, хватали встречающихся животных, раздирали и ели сырое мясо. В каком-то смысле это была близость природе, но природе не преображенной, хищнической. Это было восприятие звериного нрава, который обнаружил себя после утраты людьми Рая. Никакого восстановления богозданной природы здесь не предполагалось.
Совсем другой подход мы видим в христианстве. Христианство говорит о Боге как Небесном Отце, сотворившем наш необъятный мир. Бог – не сила природы, а Творец природы. И чтобы в мир вернулась Райская гармония, надо, чтобы венец творения, человек, вернулся к Богу. Поэтому там, где человек обретал Божию благодать, его начинали слушаться животные, а природа вокруг него преображалась.
Преподобному Герасиму Иорданскому прислуживал лев, становившийся кротким словно котенок. Святого Сергия Радонежского в его лесном жилище не раз посещал медведь, которого святой кормил из собственных рук. Преподобный Паисий Святогорец дружил с дикими косулями, они нисколько не боялись, чувствуя святость и доброту его души. А когда святой Паисий жил в уединенной келье на Синае, то птицы слетались к нему, чтобы вместе с ним славить Бога своим пением. Дружба святых людей с животными прошла через всю историю христианства.
Святые люди, в отличие от язычников, не обоготворяли природу. В нашей непреображенной природе бывают и собачьи своры, борьба за существование, убийство слабейших, отказ от старых и больных. Те, кто обожествляли природу, повторяли в собственной жизни стихию непреображенного мира. Святые люди старались в своей жизни восстановить Райское единение с Богом. И там, где это достигалось, там же восстанавливалась и Райская гармония мира. Постараемся идти по пути святых людей и не скатываться в низины язычества. Храни всех вас Боже!
священник Валерий Духанин