Святой дня
МИХЕЙ ПРОРОК / СВЯТОЙ ДНЯ
Великий пророк Исайя был не просто ветхозаветным пророком, он был священником Иерусалимского храма. Его голос звучал громко и со властью. Его образ был значительным и заметным. Наверное, по этой причине нередко в тени такого величайшего ветхозаветного глашатая, как бы, теряется образ и голос его современника, другого пророка Ветхого Завете по имени Михей, его же память мы сегодня совершаем.
На самом деле, пророчества Исайи и Михея созвучны меж собой вплоть до буквальных совпадений. Однако Михей, в отличии от Исайи, был простым, незнатным человеком. Может быть поэтому особую остроту в его устах обретали обличения богачей, которые грабят народ Божий по собственному произволу. Вот как он писал о них: «Горе тем, кто замышляет преступления, готовит злодейство, лежа на постели, чтобы совершить его утром, при свете, потому что сила у них в руках! Приглянулось им поле — заберут, понравился дом — захватят; лишают человека собственного дома, отбирают наследие отцов».
Он, видимо, слишком хорошо знал, каково это — оказаться жертвой подобных махинаций с недвижимостью. Мы ничего толком не знаем о нем, как и о многих других пророках, чьи книги читаем в Библии. Но имя его нередко связывают с «бедняками Господними» — простыми, незнатными людьми, которые не могли приносить обильные жертвы во Храме уже просто потому, что приносить им было нечего. Для древнего человека, с его довольно грубыми представлениями о Боге, это могло значить, что бедняки Богу служить не могут, так как им нечего Ему дать. И пророк Михей один из первых ломает эту порочную перспективу. Он возглашает: «С чем же предстану я пред Господом, как поклонюсь Вышнему Богу? Предстану ли пред Ним со всесожжениями, принесу в жертву годовалых тельцов?… Сказано тебе, человек, что есть добро и чего ждет от тебя Господь: поступать справедливо, хранить верность, смиренно ходить пред Богом твоим».
Пожалуй, именно здесь впервые прозвучала эта мысль: смирение, умаление себя перед Богом — не меньшая, а даже большая жертва, чем животное, сожженное во дворе Его храма. И эта жертва всегда доступна человеку, она не стоит никаких денег — и в то же время стоит так дорого, что лишь самое благородное, самое чистое сердце может добровольно смирить себя перед Богом. Но самое удивительное слово пророка Михея было сказано о будущем Мессии, о Христе. Ведь именно Михей произнес великий и бессмертные слова пророчества: «А ты, Вифлеем, хоть и мал среди родов Иудеи, но из тебя произойдет Тот, кто будет править в Израиле — происхождение его издревле, от дней вечных».
Когда через несколько веков волхвы на Востоке увидели чудесную звезду и пришли в Иудею, чтобы поклониться новорожденному Царю, придворные тогдашнего правителя Ирода вспомнили именно это пророчество и сказали волхвам, что младенца надо искать в Вифлееме. И этот адрес впервые предвидел именно Михей. Его же молитвами укрепи нас, Боже.