Тест на правду
«ПЬЯНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД ИЗБИЛ ПОЛИЦЕЙСКИХ ХОРУГВЬЮ»
📌Честно признаюсь, я уже думал, что после заголовков, типа, «Пьяные карлики запинали прохожего в Ногинске» меня уже ничем не удивишь. Ан-нет. Удивили. В очередной раз убеждаюсь, даже когда ваши ноги упираются в илистое дно современной журналистики, нет гарантий что снизу не постучат. И постучали. Буквально этим летом.
📌Десятки федеральных и региональных СМИ разразились заголовками, перед которыми даже «Пьяные карлики» пасуют… Как говорил Михаил Задорнов: «Набрали воздуха? Готовы? Точно?» Ну, тогда ловите. «Пьяные участники крестного хода избили полицейского». Или вот еще, с детализацией: «Пьяные участники крестного хода избили сотрудника полиции ХОРУГВЬЮ». А вот с уточнением, где произошло это умопомрачительное событие. «Во время крестного хода в СТАРОЙ ЛАДОГЕ полицейского хоругвью избили пьяные верующие». Ну и для большей контрастности этой и без того бурлескной картине, добавление про святого: «В Ладоге пьяные участники крестного хода В ЧЕСТЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО избили полицейского». И наконец, чтоб эмоции не забывались, важное уточнение, крупными буквами, прямо в заголовке: «Она лупила полицейского древком от хоругви ПО СПИНЕ».
📌А журналист Александр Калинин из издания 47news, который, судя по всему, и запустил эту хромую утку, решил в своем заголовке блеснуть уровнем знания народных пословиц: «На крестном ходу в Старой Ладоге ХОТЬ ПОЛИЦЕЙСКОГО ВЫНОСИ». В общем… финал, занавес, аплодисменты. Оттоптались все на славу, каждый чем мог, тем и пнул. Вот только в этом бурлящем от восторга, гикающем, содрогающемся и ржущем потоке борзописцев да комментаторов, никто так и не удосужился сделать незатейливое, очень скромное, весьма непримечательное и довольно хлопотное дело – проверить факты!
📌Так вот, если их проверить, то обнаруживается чудо не в меньшей степени достойное внимания наших беспристрастных и непредвзятых сми. В этом чуде, как в кино, «брюки превращаются, превращаются брюки… в элегантные шорты». А точнее: хоругвь превращается в военный флаг, «участники крестного хода» превращаются в граждан, отмечающих день ВМФ, а подворье монастыря — в автостоянку, расположенную в 150 метрах от обители на муниципальной земле, где в уютных беседках наряженные в тельняшки отставники и проводили свой незатейливый досуг. Так что же это получается? Конфликт произошел далеко за стенами монастыря, ни один участник крестного хода в нем не участвовал, да и самого крестного хода в это время не было, а главная улика – боевое древо лупцующей хоругви — куда-то испарилась. Получается, что журналист Калинин всё это просто на просто высосал из известной части тела, а десяток российских сми, как неприхотливая в еде канарейка, наперебой прочирикали этот фальшах?
📌Руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова назвала публикацию о якобы пьяных участниках крестного хода, избивших полицейского «очередной страшилкой о православных маргиналах». «В очередной раз, — подчеркивает Родоманова, — одиозные СМИ пробивают дно». По ее нению со стороны порталов, распространивших непроверенную и ложную информацию, было бы правильным извиниться и опубликовать опровержение.
📌То есть, теперь мы примерно понимаем по какой схеме нынешние журналисты создают антицерковные фейки. Со времен главного редактора «Страгородской правды», на глазах которого тяжелое копыто предчувствия ударило мадам Грицацуеву, мало что изменилось: «Если лощадь укусила человека – разве это новость? Вот если человек укусит лощадь – это другое дело»…
📌Ну, и в самом деле, так то, если подумать, какая тут новость, ну потолкались там на какой-то стоянке в профессиональный праздник подвыпившие граждане с полицией. По оперативным сводкам, полагаю, подобных историй в день ВМФ или ВДВ наберется сотня-другая по всей стране. Бывшие военнослужащие в приподнятом расположении духа бывают у нас весьма капризными, да и у полиции работа не сахар. Однако наш ловкий борзописец из 47news быстро смекнул как быстро и не затратно поднять просмотры скучающей новостной ленты. Надо пнуть православных. Делов-то…
📌И журналист Калинин решает замешать свой, — надо сказать, довольно подленький, — коктейль. Он видит сообщение о реальном конфликте с применением древка от морского флага против полицейского. Рядом видит монастырь. Читает, что в монастырь прибыли мощи Александра Невского. Узнает, что верующие совершают крестные ходы. На крестных ходах носят хоругви. Хоругви – это такие церковные флаги, надеваемые на деревянные палки. И вуаля, горшочек сварен и всё его содержимое полетело по трубам в лицо церкви.
📌Почему же такое происходит? Почему без всяких тормозов, минуя профессиональные фильтры, резво, быстро, без зазрения совести, наперегонки и спотыкаясь наши журналисты, словно советские пионеры, «всегда готовы» лить грязь на церковь? … Скорее всего потому, что церковная повестка давно уже в сознании либеральных светских сми прописалась в рубриках «скандалы, интриги, расследования». И ничего иного в жизни православных людей их не интересует… Вот так, публикацией за публикацией, мало по малу, они делают из церкви «общество законченных маргиналов», которые то кадилом по голове, то хоругвей по спине.
📌Прям как на страницах журнала «Крокодил». И методы, которыми церковь затягивают в эти рубрики – самые варварские: явная клевета, передергивание фактов, акцентуация выбранных сюжетов, гротеск, бурлеск, сатира и, наконец, манипуляции общественным мнением через эмоции. Это всё классика фейкового жанра, по этим схемам лепятся и хорошо тиражируются множество статей: и про «Детей, которых епархия выгоняет из театра кукол», и про ««Буратино», которого церковь требует запретить», и про «Женщину с ребенком, которых облили помоями в храме», и про то, как «Священник освятил ядерный ракетный комплекс «Сатана»». Все по одному и тому же трафарету «пьяных карликов».
📌Главное, чтобы было скандально, крикливо, эмоционально. И если какая-нибудь епархия, монастырь или, храм, архиерей, священник или приходская уборщица попадают в этот маховик – пощады не жди. Всё что им остается делать – беспомощно и печально доказывать, что ты не верблюд.
📌Что же нам с этим всем делать? Как реагировать? На это есть три возможных ответа. Первый – весьма действенный, но далеко не христианский. Второй – цивилизованный, но мало практикуемый. А третий – наш, тот, что чаще всего и встречается. Что касается первого способа, то действительно, всей христианской этике, христианской вере и христианскому мировоззрению чужды те варианты ответов, после которых провокаторы и клеветники вроде как начинают что-то понимать, но происходит это путем поломанных носов. А это, совершенно не по-христиански.
📌Второй же способ ответа весьма цивилизованный – это суд. Но культура судебных исков у нас пока весьма слаба, и к тому же, ей часто противятся сами клеветники. Меня всегда умиляет эта забавная игра в одни ворота, когда антиклерикалы разных мастей сначала нападают на церковь, а потом, когда церковь предлагает разобраться в суде, — что на мой взгляд является единственной приемлемой цивилизованной нормой, — вдруг перед носом христиан начинают трясти цитатами из Евангелия, заставляя их пристыдиться и замолчать. И надо вам сказать, это пока работает.
📌Вот так и получается, зная, что христиане связаны определённой этикой и на бесчинства в здравом уме и трезвой памяти не пойдут, да и в суд ходить не очень-то привычны, наши новые бесстрашные варвары делают свое черное дело, продолжая легко врать, филигранно издеваться и безбоязненно позорить. И надо вам сказать, спектакль этот не нов, он продолжатся уже много сотен лет, еще со времен святых апологетов первых веков, доказывавших римским гражданам, что они не пьют по ночам кровь невинных младенцев.
📌Так что, с глубокой цивилизованной грустью нам приходится и сегодня печально созерцать этих новых очумелых варваров, работающих под личиной журналистов, которые ни берегов не видят, ни совести не наблюдают и приличий в профессии не блюдут. Таков наш век. Его ложь его правда и наш тест.