Святой дня
СЕМНАДЦАТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ / ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ
В семнадцатое воскресенье после святой Пятидесятницы, должен был читаться очередной отрывок из евангелия от Матфея — зачало, повествующее о женщине хананеянке, которая просила Христа об исцелении своей беснующейся дочери.
И этим 17-ым чтением из Матфея должен был завершится весь цикл так называемых матфеевых седмиц, коих ровно семнадцать. Однако по факту основным евангельским чтением сегодняшнего воскресенья является отрывок из евангелия от Луки. Как же так? Куда подевалось еще одно последнее 17-ое чтение из Матфея?
Действительно, в этом году Матфеев цикл урезается. А делается это ради начала нового цикла воскресных отрывков из евангелия от Луки. На языке церковного лекционария это явление называется «Воздвиженская отступка», так как она производится после праздника Крестовоздвижения. Это очень любопытная деталь богослужебного календаря, которая свидетельствует о глубоко продуманной системе чтений. Проблема вся в том, что все церковные праздники фактически высчитываются по двум календарным системам – по лунному и солнечному календарю. И если неподвижные праздники, то есть те, который каждый год отмечаются в один и тот же день, празднуются по нашему обычному солнечному календарю, то вот, так называемые, переходящие праздники, то есть те, дата которых каждый год новая – отмечаются по календарю лунному.
А почему же понадобилось учитывать еще и лунный календарь, создавай такие сложные сочетания? А потому что главный христианский праздник – Пасха Христова – определяется именно по нему. Воскресение Христово высчитывается каждый год исходя из следующих параметров: это должно быть первое воскресенье, после весеннего равноденствия, следующего за 14 днем первого лунного месяца Ниссана. Каждый год это новая дата. И именно она определяет последующую дату Святой Пятидесятницы, которая, как известно, выпадает на пятидесятый день после Пасхи, а от дня Пятидесятницы идет счет всем последующим Неделям и чтениям. То есть именно после Пятидесятницы должны быть прочитаны 17 отрывков из Матфея. А после них сразу наступают 18 отрывков из евангелиста Луки.
Эти отрывки читают в течении 18 воскресных дней вплоть до первого воскресенья, которое следует после праздника Богоявления или Крещения Господня. Но поскольку Пасха каждый год выпадает на разные даты, то очевидно, что 17 отрывков от Матфея и 18 из Луки не всегда четко укладываются до Недели после Богоявления. Если Пасха ранняя, то отрывков не хватает, а если поздняя, то они в преизбытке. Вот тогда и применяется система отступок и преступок. Согласно этой схеме Лука превалирует над Матфеем. До Крещения прочитан должен быть именно весь цикл из Луки. И вот для такого точного попадания иногда приходится жертвовать чтениями из Матфея, а иногда повторять их, пока не начнутся так называемые Лукины седмицы. А вот почему для календаря так важен именно Лука мы узнаем ровно через семь дней. С праздником! С днем воскресным!