Вера и магия
ШАМБАЛА — МИФ О ЗЕМНОМ РАЕ
Вера или магия, духовная жизнь или оккультизм – что доставит душе человека желанное счастье?
Здравствуйте! Одним из распространенных оккультных представлений является вера в наличие таинственной страны Шамбалы. Интернет пестрит публикациями об этой мифической стране, как бы прообразе «земного рая», местопребывании просветленных учителей мудрости – махатм, средоточии духовной власти в мироздании. Рассказывается также о множестве экспедиций в этот загадочный край. Что же такое Шамбала, надо ли ее искать, да и есть ли она вообще?
Надо сразу понять, что идея Шамбалы не имеет никакого отношения к христианству и к истинам, открытым в Священном Писании. Эта идея родилась в индуизме. Шамбала (поначалу Самбхала) упоминается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» как место будущего рождения индуистского мессии Калки. То есть, Шамбала изначально связана с мессианскими чаяниями индусов. Ожидаемый ими Калки, как последняя, 10-я аватара бога Вишну, согласно индуизму, истребит всех врагов и подготовит возрождение мира. Подумаем, как нам относиться к подобному мессии с позиции христианства?
В буддизме Шамбала предстает как таинственное царство, ставшее невидимым для человеческих глаз после того, как буддизм подвергся притеснениям со стороны ислама. Есть у буддистов поверье, что в конце времен произойдет мировое сражение войск Шамбалы с силами зла, а после победы наступит очередное воплощение Будды – Майтрейи. То есть, и в буддизме с Шамбалой связаны некие мессианские чаяния.
В России Шамбала стала известна благодаря теософским измышлениям сначала Елены Блаватской, а затем и супругов Рерихов. Блаватская утверждала, что именно в Шамбале пребывают таинственные учителя мудрости – махатмы, которые якобы заботятся об эволюции людей и общаются с самой Блаватской астральным способом. Именно в Шамбале, считала Блаватская, родится грядущий мессия.
Множество людей, с открытыми ртами слушавших Блаватскую, верили в это. Однако декларируемое общение с махатмами шло непосредственно через саму Блаватскую. И вот нашлись «смельчаки», которые дерзнули искать контакта с махатмами, минуя Блаватскую. Так, один из ее помощников, индус Маваланкар, отправился в Тибет, чтобы разыскать махатм не на астральном уровне, а лично и непосредственно. С той поры его никто живым больше не видел. Путь в Тибет в то время был крайне опасен. Тем не менее, Блаватская успокоила последователей, «провидчески» объявив, что Маваланкар благополучно добрался до Гималайского братства махатм и был ими радушно принят.
Благодаря лидерам теософии, образ Шамбалы и загадочных учителей мудрости разгорался всё ярче. Чарлз Ледбитер, многоречивый пропагандист теософии, заверял, что великие учителя всё еще находятся в Тибете в тех же самых телах, почти не подверженных старению. Соответственно, рос интерес к их реальному поиску. В 1904 году в столицу Тибета Лхасу прибыла Британская экспедиция, один из участников которой, Остин Уоддэл, пытался хоть что-нибудь разузнать о махатмах у тибетцев, беседовал с учеными ламами и даже с самим регентом Тибета. Но оказалось, что они ничего не знали о существовании махатм и даже не слышали, чтобы какие-то тайны старого мира хранились в Тибете.
В 1910-х годах на поиски Шамбалы и якобы живших там махатм трижды отправлялся американец Эдвин Шери и трижды ничего не нашел, хотя вера его в Шамбалу не поколебалась. Николай и Елена Рерихи в 1920-х годах во время масштабной экспедиции также пытались обнаружить Шамбалу. Но в итоге и они вынуждены были признать, что искать чудесное Гималайское братство надо не географически, а мистически.
Шамбалу, конечно, искали не раз. К сожалению, возникло множество легенд на эту тему. Известно, что нацистская Германия организовывала свою научно-исследовательскую экспедицию в Тибет в 1938-39 годах. И уже трудно разобраться, искала ли экспедиция Шамбалу или пыталась выяснить расовую принадлежность тибетцев к древним арийцам. Ясно одно. Все результаты поисков Шамбалы вписываются в крылатую фразу: «Трудно найти в темной комнате черную кошку, особенно если ее там нет».
Представление о Шамбале не подтверждается объективной реальностью – нет очевидных данных о ее существовании. Сама же идея Шамбалы совершенно чужда христианству, поскольку теософы именно в Шамбале предполагали рождение нового мессии, тем самым отвергая Христа. Соответственно, любые попытки найти на земле некое мистическое место, где можно черпать таинственную, магическую силу, всегда будут нести в себе нечто антихристианское. Да убережет нас Бог от веры в оккультную ложь. Храни всех Господь! Всего доброго вам!
Священник Валерий Духанин