Тест на правду

Смотреть на:

СОБАЧИЙ ЛАЙ НА ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СЛОВО ПАТРИАРХА. КАК БЕЗБОЖНИКИ «УЧАТ» ЦЕРКОВЬ?

📌 18 июля 2022 года в Троице-Сергиевой Лавре было особенно торжественно. Отмечали 600-летие обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Было много народа, много гостей, архиереев, представителей власти. И даже само богослужение решили совершать на Соборной площади. После Литургии Святейший Патриарх обратился к собравшимся с проповедью. Вспомнил непростое время второй полвины XIV века, когда Русь стояла перед судьбоносными событиями и выстояла благодаря своей вере и молитве. Вспомнил нашествие Наполеона, когда силой не только оружия, но и духа страна выкинула со своей территории врага. Вспомнил и Великую отечественную войну, когда в окопах перед лицом смерти очень и очень многие вспоминали о Боге. Ну а далее, Святейший Владыка перешел к примерам нашего времени, к тому, что страна переживает сегодня. И сказал буквально следующее: «Сегодня мы переживаем иные времена. Сегодня Россия — мощное государство, и вряд ли кто-то попытается лишить нас нашей свободы и независимости силой оружия. Но в наш лукавый век существует много других способов сокрушить людей, лишить их национального самосознания, лишить их веры, лишить их чувства патриотизма». На эти слова Предстоятеля Церкви тут же прилетела блогер Ксения Собчак. «Патриарх Кирилл все больше походит на политрука… Мощное государство, сила оружия, национальное самосознание, чувство патриотизма. Это не пленарка, это литургия», — написала в соцсетях Ксения Анатольевна с интонацией раздраженно-обеспокоенной метрессы. 

📌 Что ж, сам по себе случай этот интересный и весьма типичный. По линии нашего проекта, который исследует фейки, манипуляции и просто глупости, возникают сразу два вопроса. Первый – это вопрос о том, есть ли в гомилетической традиции Православной Церкви, в ее историческом опыте проповеди на общественно-важные или даже военно-политические темы? То есть, было ли в истории такое, чтобы признанный всеми церковный проповедник вещал не только о «манне небесной», но и мог обратиться к своей пастве со словом патриотического наставления, выступить в роли, как говорит Собчак, «политрука», то есть, по сути, человека, который учит правильному нравственному отношению к историческому моменту времени. Было такое или нет? Это первый вопрос. А второй – это вопрос о том, что стоит за пылкой репликой Ксении Анатольевны и ей подобных, неистовая забота о пастве Христовой, горячая пылкость верной дочери Святой Церкви или какие-то иные виды?

📌 А начнем с тезиса, что история Церкви проходила не в поднебесном пространстве, а в реалиях земной жизни. Церковные пастыри и их паства – это были не инопланетяне, не островные жители блаженного оазиса, оторванные от потрясений века сего. Это были люди, со своим домом, языком, культурой и Родиной. Поэтому Церковь всегда живо реагировала на важнейшие исторические темы, на узурпаторов и смену власти, на войну и политические потрясения, на эконмическую ситуацию и общественные процессы. И всё это можно видеть в многовековом опыте церковных проповедников, священников, монахов, епископов и патриархов. Достаточно обратиться к истории Византийской церкви, чтобы найти на ее страницах «выдающихся замполитов, святых политруков и даже горячих комиссаров», и все они будут в священном сане, в епископском достоинстве или даже в патриаршем звании. И несмотря на гротеск данного утверждения, в этом нет ничего удивительного.

📌 Когда святитель Иоанн Златоуст столкнулся с общественным кризисом в столице, когда он увидел, как вышедшие из-под контроля жители Константинополя убили несколько тысяч готов, обитавших в одном из кварталов Царьграда, он с амвона святой Софии стал проповедовать не о Евангелии от Матфея, как обычно делал, а о скрепах… Да-да. Первым про духовные и политические скрепы задолго до Владимира Путина сказал Иоанн Златоуст. Он уподоблял роль власти – функциям скреп в доме: «если их отнять, весь дом рухнет», – вещал великий отец. Потому что он прекрасно понимал, что угомонить бунтующую толпу можно только словами о государственном порядке. Он не был политик, он был отцом своему народу. 

📌 Когда в правление Юстиниана Великого византийцы возвращали себе земли, занятые вандалами на севере Африки, когда они противостояли Сасанидам на Востоке, когда теснили остготов в Италии, вся эта «реконкиста Запада» при Юстиниане тут же оказалась в проповедях и даже в житиях святых того времени. Святой патриарх Мина, святитель Евтихий, святитель Иоанн Схоластик – все они были патриархами Константинополя в это время. Они не были политиками, в буквальном смысле этого слова, но они прекрасно понимали, что от состояния государственных дел зависят судьбы людей, и они обращались к византийским солдатам, уходящим в поход на варварские королевства, со словами патриотического наставления. А далее, по мере «воцерковления» Империи, и сама Церковь осознавала свою ответственность за историческую судьбу государства. И к сугубо духовным, евангельским и нравоучительным проповедям все чаще добавлялись поучения и наставления о судьбе Родины, о самосознании нации и о патриотических чувствах, которые имели целью укрепить византийцев перед лицом враждебных нехристианских врагов. Для поднятия духа народа и армии именно в это время в церковную практику стали входить палладиумы, лабарумы, походные реликварии, хоругви и чудотворные иконы, которыми византийские иерархи снабжали государственные структуры. Повсюду на стенах Константинополя появились изображения креста, который не раз сохранял город при осаде варваров, арабов, наемников или изменников, как верили его жители. 

📌 Иоанн Скилица, византийский историк XII века, в своем «Обозрении истории» повествует о том, как некий Фома по прозвищу Славянин, вождь одного из крупнейших народных восстаний, в 821 году осаждает стены Константинополя. Многочисленные мятежники двинулись на столицу. Город, казалось, был обречен. Тогда патриарх обратился к его жителям с пламенной патриотической и духоподъёмной речью и, по мнению Скилицы, это изменило положение вещей. 

📌 В период правления Македонской династии не только предстоятели Церкви, но и монашествующие начинают весьма активно принимать участие в патриотическом воспитании народа. Кстати, именно в это время в православной литургии появляются всевозможные помины, выклички, многолетия и здравницы благочестивому государю, стране и «воинству ея». 

📌 Когда император Никифор Фока собирался отбить остров Крит у арабов, его приободрял в этом намерении преподобный Афанасий Афонский, основатель Великой Ларвы. Более того, Афанасий принимает решение лично сопровождать императора во время похода, чтобы поддерживать дух нации. 

📌 При императоре Льве Мудром за день до важнейших походов или военных столкновений предписывалась молитва, причащение и проповедь капеллана. И только после наставления священника воины смело шли в бой. А вспомните, какие слова произносили своей пастве и какую комиссаро-подобную роль играли греческие священники во время Пелопонесского восстания 1770 года или в период Греческой войны за независимость в 20-е годы XIX века?  Они все были для своего народа наподобие «политрука», выражаясь словами Собчак, они все говорили о самосознании, воинском духе, несокрушимости и патриотизме. И греческий народ благодаря их проповедям и молитвам выжил и добился освобождения.

📌 И в русской истории таких примеров патриотической проповеди, наставлений, в которых звучат слова о единстве государства, о национальном самосознании, о чувстве патриотизма — можно встретить множество. Они звучали и в наставлениях новгородского духовенства эпохи благоверного князя Александра Невского, и в деяниях преподобного Сергия Радонежского, в опыте жертвенного служения святителя Гермогена и в историях десятков иных церковных проповедников: от святителя Макария Московского, до праведного Иоанна Кронштадтского. 

📌 Вся эта патриотическая, духоподъёмная, скрепоносная, а иногда даже и военная риторика звучала с кафедр этих великих церковных деятелей Византии, Греции, Балкан или святой Руси не потому что Церковь путала «пленарку и литургию», как полагает Ксения Анатольевна. А потому что Церковь во все века, в опыте любого христианского народа оставалась той силой, которая способна была разбудить людей, объединить людей, побудить их на правильные действия и благоразумные умонастроения. И естественно, во все времена и у любого народа находились своеобразные «специалисты» церковной жизни, которые никакого отношения к ней не имели, не знали ни ее истории, ни ее традиций, но зато громко и самозабвенно критиковали ее за несоответствие тому идеалу, который они сами же нафантазировали. 

📌 Поэтому всякий раз, когда в церковный двор бросают очередной горящий фальшфейер, важно не только его потушит, но и поинтересоваться мотивами бросившего. 

Вот и в нашем случае, упреки в адрес Патриарха интересны не только с исторической точки зрения, с точки зрения гуманитарного просветительства, но и с точки зрения мотивационной, если не сказать громче, психологической. 

Православная Церковь давно не дает покоя этой представительнице шоу-бизнеса с израильским паспортом, по версии газеты Гаарец. Уже много лет «верующая атеистка» и «внучка израильского раввина» пытается в различных формах глумиться над православной верой: то изобразит себя в образе Богородицы на футболке, то нарядится в священнические одежды, то пьяная у православного храма спляшет, то после показушного венчания стриптиз станцует. А вот на этот раз решила Патриарха поучить, не так он мол со своей паствой общается и не о том проповедует. 

📌 Случай действительно очень и очень типичный для нашего времени. В современном театре абсурда давно уже всё перевернуто с ног на голову: атеисты упрекают верующих цитируя Библию, моральные уроды именуются творческой элитой, евнухи учат любви, некрофилы учат жизни, а любой проходимец считает своим правом залезь на церковный амвон и прочитать там лекцию о том, как Церковь должна быть устроена. И весь этот кипящий бурлеск, всё это крикливое травести-шоу, вся эта воландовская фантасмагория, весь этот сюрреалистичный бал сатаны не успокоится пока звучит голос Церкви. О чем бы этот голос не вещал. Будет вещать о «манне небесной» — упрекнут за отрешенность от земных проблем. Скажет слово о земных проблемах – начнут вопить о манне. Потому что для них это не способ коммуникации, не повод к дискуссии, это просто один из тех лукавых способов борьбы с народом, о которых говорил Патриарх. «Мы знаем, что сегодня многие силы работают для того, чтобы именно так воздействовать на наш народ и на нашу страну. Почему? А потому что мы продолжаем оставаться другими». 

📌 Поэтому противостоять подобному обскурантизму, этим воинствующим всезнающим маргиналам, можно двумя способами – пониманием их подлинных мотивов и великой силой «просвещения», как завещал в своей сатире «Похвала глупости» великий христианский гуманист Эразм Ротердамский. Таков наш век, его ложь, его правда и наш тест.

Популярное

КАК УЧАТ НЕНАВИДЕТЬ РОССИЮ / ВЕЧЕР НА СПАСЕ
ПАЛОМНИЧЕСТВО МОЛДАВСКИХ СВЯЩЕННИКОВ ПО РОССИИ/ЭМИР КУСТУРИЦА О РЕПРЕССИЯХ ПРОТИВ УПЦ
ЧУДЕСНАЯ ВСТРЕЧА ВЛАДИМИРА БЕРЕЗИНА С ОТЦОМ СПУСТЯ 35 ЛЕТ РАЗЛУКИ/МОЛИТВА СПАСЛА ОТ ГИБЕЛИ ВО ВРЕМЯ ШТОРМА /ПРОСТЫЕ ЧУДЕСА
«ВРАЧ СКЛОНЯЕТ К СТЕРИЛИЗАЦИИ. КАК ЗАЩИТИТЬСЯ?». ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА.ЗАЩИТНИЦА РУССКОЙ ЗЕМЛИ/ОТЕЦ ВЛАДИМИР ДИВАКОВ.СВИДЕТЕЛЬ ВЕКА/НЕДЕТСКИЕ ИГРЫ
САМЫЙ СМИРЕННЫЙ ПОЭТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ПАРСУНА ВЛАДИМИРА КОРОВИНА
ПЕРВАЯ ШКОЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ, 5 ДЕТЕЙ И ПЕРЕЕЗД В ДЕРЕВНЮ. СЕМЬЯ ШИРОКОРАД. ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ
КАРЕН ШАХНАЗАРОВ. КИНО И ВЕРА. БОГ В ПОЛИТИКЕ. ЗАПРЕТ АБОРТОВ. РУССКИЙ КОВЧЕГ
СВЯТЫЕ НА ПЕРЕДОВОЙ
ПРОРОЧЕСТВА СТАРИЦЫ СЕПФОРЫ: ОБ УКРАИНЕ, РУССКИХ ГРАНИЦАХ И ЯДЕРНОЙ ВОЙНЕ