Исторический разбор с Федором Гайдой

Смотреть на:

СВЕРЖЕНИЕ ЛЖЕДМИТРИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗБОР ФЁДОРА ГАЙДЫ

Лжедмитрий I — очень значительная личность русской истории. Он открывает огромную эпоху, связанную с феноменом самозванчества. Оно, конечно, не было сугубо отечественным явлением. Самозванцы были и в древнем мире, и в средневековой Европе. Обычно они выдавали себя за тех или иных правителей или законных наследников. 

В России условия для этого возникли тогда, когда сложилась мощная государственная власть, которая затем претерпела свой первый серьезный кризис. Прервалась династия московских Рюриковичей — 300-летний дом Александра Невского, Даниила Московского и Ивана Калиты. И совпало это с нарастанием социального и экономического кризиса. 

В сознании людей того времени благополучие и преуспевание было связано с крепкой царской властью. И властью законной, наследственной, исторически сложившейся. Именно она воспринималась как власть богоустановленная. Такой власти прощалось многое. Ивана Грозного готовы были терпеть даже в условиях опричнины или военных неудач. Борису Годунову — царю не наследственному, а добившемуся власти — не прощали и малой толики подобных вещей. 

В таких обстоятельствах и появился первый самозванец. Это был Григорий Отрепьев — дворянин из обедневшего рода литовского происхождения. Отрепьев был связан с боярами Романовыми, но при Годунове они попали в опалу. Опасаясь преследований, Григорий постригся в монахи, но благодаря дворянскому происхождению, образованию и личным качествам попал в кремлевский Чудов монастырь. Там он дослужился до писца в Боярской думе. Судя по всему, там ему и могло прийти в голову выдать себя за погибшего царевича Дмитрия и побороться за власть. 

Отрепьев бежал в Польшу. Там он оказался в нужное время в нужном месте. В конечном счете, в его победе оказались заинтересованы слишком многие: и польская шляхта, и король Сигизмунд III, и католический Рим, и многочисленные недовольные в самой России: боярство, дворянство, посадские люди, казачество. Другое дело, что все они хотели от победы Самозванца совершенного разных вещей, зачастую прямо противоположных. 

Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал папе присоединить Россию к латинской вере. Королю предлагался союз против Швеции, шляхте — земли и богатство, но все это надо было отнять у русских. Простой народ надеялся на налоговые послабления и отмену сыска беглых, а дворянам и боярам нужно было закрепить крепостное право. Отрепьеву сложнее было удержаться у власти, чем захватить ее. Не проправил он и года.

Но захватывал-то он ее не для других, а для себя. Лжедмитрий был человек страстный. Он хотел заключить брак с польской аристократкой Мариной Мнишек и обессмертить свое имя освобождением Константинополя. Отрепьев правил энергично, решал вопросы в Думе, общался с народом. Юг страны, первым поддержавший Самозванца, был освобожден от налогов на 10 лет. Но казну надо было пополнять. Серьезным бременем стали и военные приготовления. Всё это привело к возмущению на севере. 

Основной опорой нового царя стали его польские соратники. При этом с уступками Ватикану и Варшаве Самозванец явно тянул. Это вскоре вызвало их разочарование. Недовольство было и у русских, большинство их не получило того, чего ожидало. Демонстративное нецарское поведение Отрепьева тоже не нравилось. Апофеозом стала свадьба с Мариной, которая в православие так и не перешла. Поляки отгуляли на свадьбе в свое удовольствие. Пьяный загул перешел в грабеж русского населения. А через неделю, 27 мая, произошло восстание. 

Московским боярам Лжедмитрий выгоден был как враг Годунова. Сразу после вступления Самозванца в Москву против него начал составляться заговор. Во главе его стояли бояре Шуйские — главные на тот момент противники Годунова, а теперь — противники Лжедмитрия. Только вот успешным заговор стал лишь благодаря Самозванцу — он сам обеспечил свое свержение.

Есть черты в облике Лжедмитрия, которые роднят его с некоторыми будущими российскими правителями. В частности, с Петром. Самозванец даже называл себя «инператором». Вот только Петр не приходил к власти на польских штыках и не обещал иностранным правителям поживиться за счет России. Петр заимствовал иностранное в той степени, в какой оно, по его мнению, усиливало саму Россию. 

Мы говорим о Боге, Евангелии и Православии. Если вам близко наше дело, Поддержите СПАС: https://help.spastv.ru 

Популярное

ПРОРОЧЕСТВА СТАРЦА ЗОСИМЫ (СОКУРА): КОГДА И КАК ЗАКОНЧИТСЯ ВОЙНА? / СПАС-СТРИМ
КАК ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХАТ УНИЧТОЖАЕТ ЦЕРКОВЬ, КОТОРАЯ ЕГО СПАСЛА. ТЕСТ НА ПРАВДУ
ПАТРИАРХ КИРИЛЛ О ПОДВИГЕ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА/ПРЕСТУПЛЕНИЯ ВАРФОЛОМЕЯ НА УКРАИНЕ
КАК СПАСТИ РОССИЮ ОТ НАШЕСТВИЯ МИГРАНТОВ-ПРЕСТУПНИКОВ?
ДВЕ ЕВФРОСИНИИ. РАДОСТЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
«БЕРЕМЕННА В 40. МУЖ ОТПРАВЛЯЕТ НА АБОРТ. ЧТО ДЕЛАТЬ?». ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ. ДЕНЬ АНГЕЛА
СОБОР САМАРСКИХ СВЯТЫХ
ПИЛИГРИМ. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ. СУЗДАЛЬ
⚡️ ЭКСТРЕННЫЙ ВЫПУСК СПАС-СТРИМА О ВТОРЖЕНИИ В КУРСКУЮ ОБЛАСТЬ