Святой дня
ИОНА СВЯТИТЕЛЬ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ / СВЯТОЙ ДНЯ
Первая половина XV века была в истории Русской Православной Церкви временем обретения самостоятельного церковного сознания и временем тяжелых межцерковных неурядиц. И способствовало тому не только развитие русской церкви, но и особенности ее подчинения Константинополю. Всех русских митрополитов того времени поставлял и утверждал на кафедре Константинопольский патриарх. И нередко на его решения влияли междоусобные интриги, тяжелое политическое положение самого Царьграда и проблемы огромных расстояний между Русью и Византией.
В гуще всех этих факторов и судил Бог совершать святительский подвиг митрополиту Московскому Ионе, память которого мы совершаем 28 июня.
Иона был монахом, как говорится, с младых ногтей. Постриг он принял в 12 лет. А в 41 стал епископом Рязанским. В 1431 году умирает митрополит Московский Фотий, и русские архиереи избирают следующим главой Московской кафедры Иону. Для этого он должен был отправиться в Константинополь и получить посвящение от тамошнего патриарха Иосифа II. Это было время острой борьбы за власть между Московским и Литовским князьями. Свидригайло подсуетился весьма быстро и отправил в Константинополь своего ставленника — епископа Смоленского Герасима.
Смоленск тогда был под Литвой. Именно его и посветил в митрополиты на Русь патриарх Иосиф. Однако, любое политическое назначение имеет политические последствия. В том числе и для личности посвящаемого. Свидригайло вскоре заподозрил посвященного в Константинополе Герасима в неблагонадежности, и как только подобный политический гамбит его уже не удовлетворял, он убивает своего Смоленского ставленника. Московская кафедра вновь становится вакантной. Тогда Иона снова собирается в Царьград для поставление в Московские митрополиты. Но патриарх Иосиф продолжил играть по своим правилам и самолично назначает на Русь нового ставленника Исидора.
Надо сказать, Исидор оказался хорошим кандидатом с точки зрения Иосифа. Он был готов на любой каприз шефа. И когда патриарх Иосиф отправился на Флорентийский собор, где была заключена уния между папой римским и Константинополем, Исидор его тут же поддержал, а в его лице, получается, что и вся русская церковь должна была признать над собой власть римского папы. Но это совершенно не входило в планы православной Москвы. Поняв в какую политическую и вероучительную интригу их втягивает константинопольский владыка, русские архиереи отвергли и унию, и Иосифа, и Исидора.
На соборе 1459 года епископат русской церкви принял новый порядок избрания Московских святителей. Отныне они избираются среди соотечественников, русскими архиереями и при содействии Московского князя. Это была первая попытка оградить себя от транснациональных интриг, иноземных княжеских планов и иных чужеродных влияний на судьбу Русской Церкви. Фактически впадение Константинопольского патриарха Иосифа в ересь, предательство им святого православия. а также усталость от всевозможных заморских гамбитов и даровали нашей Церкви первый опыт самостоятельности.
На кафедру Московских предстоятелей в 1448 году был избран святитель Иона. Он полностью посвятил себе организации церковной жизни, канонизировал святого митрополита Алексия, имел большое влияние на великого князя Василия II и активно участвовал в деятельности по объединению разрозненных русских княжеств. Скончался Иона в 1461 году, а через 11 лет его честные мощи были обретены нетленными, и святитель Московский Иона был прославлен в лике святых. Его же молитвами укрепи нас, Боже.