Вера и магия
ТИБЕТСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ: МИФ ИЛИ ПРАВДА?
Вера или магия, духовная жизнь или оккультизм – что доставит душе человека желанное счастье?
Здравствуйте! В оккультной среде очень распространено представление, что Иисус Христос был в Индии. Иначе как бы, говорят эзотерики, Христос совершал такие чудеса? Непременно Он должен был пройти обучение в Индии, чтобы стать Учителем и Чудотворцем. К тому же, добавляют они, Евангелие умалчивает о жизни Христа до 30 лет. Что мы можем сказать о подобном представлении?
Все многочисленные публикации 20-го века о якобы пребывании Христа в Индии, как правило, основываются на одном единственном произведении – книге, опубликованной в конце 19 века писателем Николаем Нотовичем. Произведение называлось «Неизвестная жизнь Иисуса Христа. Тибетское сказание «Жизнь Иссы – наилучшего из сынов человеческих»». Достаточно быстро этот текст обрел название «Тибетское евангелие».
В тексте говорится, что Иисус, буквально Исса, в возрасте 13-ти лет, «тайно оставил родительский дом, ушел из Иерусалима и вместе с купцами направился к Инду, чтобы усовершенствоваться в божественном слове и изучить законы великого Будды». Описывается, как жрецы Брамы научили его читать и понимать Веды, исцелять людей и изгонять злых духов. Затем Исса отправился дальше и якобы изучал буддистские тексты. Более того, сказано, что Будда избрал Иссу «распространять свое святое слово». Вернувшись на родину, Исса впал в немилость Пилата, и хотя иудейские священники и старейшины, согласно апокрифу, защищали Иссу, Пилат казнил Его и на третий день перезахоронил Его тело так, чтобы никто больше его не нашел. Таково вкратце содержание апокрифа, опубликованного Николаем Нотовичем.
Текст появился весьма загадочным образом. Известно, что Николай Нотович был журналистом, путешественником и, как предполагается, агентом влияния русской политики за рубежом. Предприняв крупную поездку в Центральную Азию и Персию, Нотович в 1887 году посетил долину Инда возле Гималаев. Путешествие описывается Нотовичем как полное приключений, одного из спутников съела пантера, и вот, наконец, они остановились в буддистском монастыре в селении Мульбек.
Лама монастыря, по словам Нотовича, угостил его тибетским пивом чанг и во время задушевной беседы сообщил, что буддисты на самом деле очень чтут Иисуса Христа, и что есть древние буддистские тексты о Христе, написанные еще в 1-м веке, копии которых хранятся в главных тибетских монастырях. Нотович поспешил в крупный монастырь в Ладаке Хемис, но местный лама ответил уклончиво, мол, тексты есть, но где, не помнит, и покажет, если Нотович еще раз приедет. Нотович с печалью уехал, однако, сломав ногу, вернулся обратно в Хемис. Лама в конце концов принес два фолианта, стал зачитывать их, а Нотович быстро записал содержание через переводчика, в качестве которого выступал кашмирский охотник. То есть, охотник, помогавший в разговорной речи, смог сходу перевести древнее литературное произведение. Вот так появилась сенсация – Иисус посетил Индию, а затем учился у буддийских наставников.
Однако достаточно быстро вскрылось много несоответствий. В издании книги Нотовича говорилось, что текст об Иссе был записан в Индии в 1-м веке, а около 200-го года привезен в монастырь на горе Марбур близ Лхасы, где располагалась резиденция Далай-ламы. Однако буддизм стал утверждаться в Тибете лишь ближе к 7-му веку. И значит, в 200-м году никакие рукописи с буддийской версией жизни Христа там не могли появиться.
В монастырь Хемис не раз приезжали ученые. Практически по горячим следам Хемис посетил профессор Джеймс Дуглас, но настоятель монастыря заверил, что не знает никаких древних текстов об Иссе и никому их не читал, более того, вышло официальное опровержение за подписью и печатью главного ламы. Известный специалист по индологии Фридрих Макс Мюллер объявил тексты Нотовича плодом мошенничества. В 1980 году Хемис посетил английский тибетолог, исследователь Ладака Джон Брей, но и он не обнаружил заветных рукописей.
Защитники апокрифа ссылаются на Николая Рериха и известного востоковеда Людмилу Шапошникову, которые якобы видели манускрипт, побывав в разное время в том же монастыре, что и Нотович. Но в реальности оба не оставили никакой научной фиксации документа. Николай Рерих в статье «Легенды Азии» прямо говорит, что до него доходят нелепые слухи, будто бы он открыл какой-то подлинный документ чуть ли не от времен Христа. На самом деле, он собирал всего лишь легенды и, как пишет сам Рерих, «пресловутая книга Нотовича, вероятно, составлена по разным сказаниям», то есть, носит легендарный характер.
В итоге «Тибетское евангелие» так и не было принято научным сообществом. Текст никто серьезно не рассматривает ни в востоковедении, ни в литературоведении, ни в религиоведении. Текст апокрифа признается подделкой. А потому и утверждение о пребывании Христа в Индии является вымыслом. Всего доброго вам!
Священник Валерий Духанин