Тест на правду
«ВЛАСТЬ ЗАХВАТИЛИ МАСОНЫ!»: ЧЕМ ОПАСНА БОРЬБА С МИРОВОЙ ЗАКУЛИСОЙ?
📌 Не так давно у храма ко мне подошел какой-то мужчина. Вид у него был возбужденный, даже можно сказать, нервный. Он страстно хотел о чем-то поговорить, чем-то поделиться. От него я услышал тревожную историю о мировом заговоре, о том, как власть в России захватили тайные организации, президента подменили, а всей политикой верховодят масоны. Но самой ужасное это то, что могущественные враги, по его мнению, почти полностью подчинили Церковь. А следовательно, Патриарха слушать нельзя, епископов тоже, потому что всюду отступники.
📌 Надо вам сказать, что на электронную почту епархиальных управлений письма подобного содержания приходят с печальной регулярностью. Их возбужденные авторы знают подробности всех тайных заговоров и критикуют церковную иерархию за бездействие в этом вопросе. Обычно, такие послания тихо игнорируют. Ну а что, в самом деле, можно сказать человеку, когда его убеждения не предполагают возражений? Однако у православных конспирологов есть две особенности, которые игнорировать нельзя. Это их внутреннее духовное состояние и внешняя раскольническая деятельность. И то, и другое опасно как для самого борца, так и для тех, кого он заражает своим беспокойством. Поэтому надо разобраться, как же быть верующему человеку, когда он сталкивается с речью о масонах и заговорах против веры.
📌 Но начну я с тезиса о том, что масонство масонству рознь. В глобальном смысле масоны бывают и атеистами, и людьми религиозными, и даже христианами. Без понимания этого сложного феномена, упрощая всю картину до «черного и белого», мы никогда не поймем не свое прошлое, не свое настоящее.
📌 Как бы не удлиняли историю масонства сами масоны, — а на этот счет они большие выдумщики, — но в более-менее современном виде масонство появилось в 17 веке в Англии. Изначально это была обыкновенная тусовка для английской аристократии и дворянства, такой своеобразный закрытый элитарный клуб без всяких там глобальных задач, но зато с привлекательной наносной таинственностью. Англичанам всегда был свойственен спрос на закрытые клубы. Это их национальный вид спорта. До сих пор такие клубы собирают любителей карточных игр, скачек, сигарных вечеров или чтения газет в гробовой тишине. Английские дворяне и тогда скучали, и постоянно выдумывали себе какие-то новые союзы меча и орала. Поэтому именно в Лондоне и появилась старейшая в мире масонская ложа, которая сегодня называется Объединенная великая ложа Англии. Она была провозглашена в день святого Иоанна Крестителя во дворе церкви Святого Павла в Лондоне и первый пункт ее конституции звучал так: «Вольный каменщик никогда не станет неразумным атеистом или неверующим вольнодумцем, он обязан подчиняться нравственному закону». Таким образом первые английские масоны объявляли веру – важнейшим принципом, а атеизм — безумием. Поэтому в масоны нередко вступали весьма приличные люди и даже глубоко верующие христиане.
📌 Когда во второй половин 18 века английские масоны оказались в России митрополиту Московскому Платону (Левшину) было поручено допросить их лидера Николая Ивановича НовикОва. Поразительно, но отзыв московского митрополита о них был просто восторженным. Екатерине Великой он написал: «Молю всещедрого Бога, чтобы не только в пастве… мне вверенной, но и во всем мире были христиане такие, как НовикОв». Святитель, конечно, не поддержал философские умствования русских масонов, но их просветительским трудам был рад.
📌 То есть, в России конца 18 века, как в и Англии, в масонском движении видели обыкновенное просвещенчество и филантропию. Поэтому еще в начале 19 века даже в Московской духовной академии к масонскому обществу относились как к интеллектуальному союзнику. Посвящение в масоны принял член Российской Академии Наук, богослов и проповедник митрополит Санкт-Петербургский Михаил (Десницкий), по-доброму о них отзывался и с ними дружил первенствующий член Синода митрополит Санкт-Петербургский Серафим (ГлагОлевский), в масонскую ложу вступил и святитель Московский Филарет (Дроздов), даже помогал им издавать «Сионский вестник». В середине 19 века масонство по-прежнему оставалось модным интеллектуальным клубом. Помните у Карамзина: «а кто же нынче не масон?!» — вопрошает с легким осуждением один из его героев. С тех же времен до нас дошли многие православные храмы с масонской символикой, которая сегодня может кого-то даже смутить, а тогда не смущала. Тогда так было принято, потому что никакого нерелигиозного или антихристианского духа в масонстве не было.
📌 А когда же, как и где масонство стало приобретать не просто какие-то странные, а явно враждебные по отношению к христианству черты?
📌 В 18 веке наряду с консервативной и вполне себе лояльной к Церкви Великой ложей Англии существовала и другая тайная организация – масонская ложа Великий Восток Франции. В отличие от своих коллег британцев в 1877 году франкмасоны вычеркнули из своей масонской конституции требование веры в Бога и следование библейским нравственным принципам.
📌 Практически с первых дней своего существования французские масоны стали демонстрировать враждебность по отношению к Церкви. Даже первоначально лояльная к масонам Екатерина Великая, после ужасов французской Революции, которую устроили масоны, после того как она увидела с какой жестокостью они расправились с христианскими святынями, запрещает их деятельность в России. Император Александр Первый так же повторяет этот запрет в 1822 году. Отныне масонская ложа «Великий восток Франции» все больше втягивала своих адептов в мистические культы сатанинского содержания, а за красивыми лозунгами «свобода, равенство, братство» скрывались амбициозные планы по переустройству христианской Европы.
📌 Таким образом с начала 19 века и по сей день существуют два враждующих масонских лагеря. Так называемые «регулярные масоны» англо-саксонского мира и «либеральные масоны» Европы. И если англосаксы больше занимались политикой, например они столкнули Россию с Наполеоном, развязали Крымскую войну, а сегодня накачивают Украину оружием, то французская ложа Великой Восток — это уже откровенный враг христианства и Церкви. Члены Великого Востока ассоциируют себя с новым атеизмом, либеральными идеями, левыми партиями, толерантной политикой и ЛГБТ-ценностями. Таким образом, современные европейские масоны уже не занимаются тем, чем они занимались в эпоху святителя Филарета. Сегодня их основные интересы – это либо политические интриги, либо неолиберальное наступление на христианские ценности. Поэтому еще в 20 веке целый ряд православных Синодов осудили масонство, и запретили своим священнослужителям быть его членами, что вполне было естественным до того. В 1932 году масонские организации осуждает Синод РПЦЗ, в 1933 году такой запрет принимает Элладская Церковь, в 1937 году Церковь Румынская, в 1950-м Православная Церковь в Америке.
📌 Однако надо понимать, что сегодня масонство стало франшизой и тысячи совершенно разных по своей сути тайных обществ именуют себя масонскими. Например, Великая ложа Индии имеет цели отличные от Великой ложи, скажем, Демократический республики Конго. Миссия Великой ложи Китая сильно отличается от задач Великой ложи Израиля. В США существуют исследовательские ложи, которые интегрированы в университеты. Есть даже так называемы «дикие ложи», которых никто не признает.
📌 А в Италии в конце 20 века масонские организации стали объектом уголовных дел, будучи по сути той же мафией, только с особым таинственным флёром и пафосным ритуалом. Таким образом сегодня под брендом масонства действуют огромное количество различных структур: от криминальных — до религиозных. Существуют ли среди масонов явные враги Христа и Церкви? Да, существуют! Все ли масоны таковы? Нет, не все. И это первое, что надо знать некоторым ревнителям, когда они лишались чувств от новости, как какие-то масоны «Великой ложи России» пришли в Елоховский собор освятить православную икону. Во-первых, как справедливо заметил тогда настоятель храма, на лице у них не написано в каких клубах или организациях они состоят, а во-вторых – масонство масонству рознь. Помните? По признанию самих членов этой группы, многие из них православные христиане. Не скрою, лично мне кажется такое соседство весьма компрометирующим. Ибо в обществе с именем масонов всё чаще связывают антихристианские организации 21 века, а не «просветителей» века 19-го. Но справедливости ради заметим — масонство не всегда равно сатанизму. И священник Елоховского собора не совершил тогда во время освящения икон никакого смертного греха или преступления хотя, наверное, второй раз на это не пошёл бы.
📌 А теперь главный вопрос. Как христианину спокойно и трезво относится ко всем этим таинственным организациям? Ведь в Русской Православной Церкви официального позиции по этому поводу не существует.
📌 Первое, что нужно знать, это то, что с религиозным синкретизмом, который исповедуют классические чуждые христианству масоны, Церковь уже встречалась в своей истории. Потому что в определенном смысле масонство — это тот же гностицизм первых веков. Гностикам тогда было скучно в рамках христианства, они фантазировали, привносили в евангелие различные культы, символы, философию. И современное масонство по вероучению и символам представляет собой тот же винегрет, нагромождение такого же религиозного хлама: тут вам и архитектурные символы средневековых соборов, и библейские легенды, и алхимия, и кабалистика, и рыцарские романы. Но давайте вспомним, как древние христиане ответили на ту гностическую угрозу? Сходили ли они с ума? Может чинили раскол? Или выпячивали себя спасителями веры? Нет, самым главным ответом на гностицизм было сплоченность христиан вокруг епископа. Именно к этому времени относятся самые яркие тексты и цитаты о том, что где нет епископа – там нет церкви, а кому церковь не мать, тому и Бог не Отец. Это первое, что нужно помнить всем нынешним спасителям Церкви и борцам с епископатом.
📌 А второе, что нужно не забывать, это то, что Церковь Христова не нуждается в спасении. В спасении нуждаются христиане. И если борьба с масонами, тайными структурами и прочими врагами Родины или веры приводит такого борца в раскол, лишает его церковного мира, озлобляет его, делает буйным, дерзким и непослушным – значит ему нужно срочно бросать свою пагубную миссию. Ибо не по Сеньке шапка. Подлинная христианская борьба, по словам апостола Павла, это борьба не против плоти и крови, а против духов злобы. И если христианин, взяв на себя какое-то поприще сам исполняется духом злобы, исполняется беспокойством, нервозностью, депрессией, если он нервно напряжен, суров, безрадостен, озлоблен и агрессивен – значит он ведет не ту борьбу, не на той стороне. И лучше тогда потратить свою неуемную энергию на служение ближним, на работу санитаром в госпитале, сиделки у постели больного или полотера в храме, чем спасать Православие, губя себя. Главная христианская добродетель – это добродетель рассудительности, и именно на ней должен строить свою жизнь каждый, кто желает послужить Церкви. Ибо труд не по разуму, рождает ревность не по Богу.
📌 Таков наш век, его ложь, его правда, и наш тест.