Тест на правду
ВЗРЫВ В МОНАСТЫРЕ. МЕСТЬ ЗА ТРАВЛЮ?
📌 Это программа, где мы разбираем старые и новые фейки о церкви. Всё то, что обратило на себя внимание за последние недели или последние столетия. У нас мало времени и всего одна тема. Приступим.
📌 13 декабря 18-летний Владислав Струженков – бывший воспитанник православной гимназии во имя преподобного Варлаама Серпуховского, пришел на ее территорию с самодельной бомбой. Он собирался устроить взрыв во время утренней молитвы, однако бомба сработала раньше, на входе в учебное заведение. Сразу после происшествия в СМИ и соцсетях появилась версия о том, что подросток совершил этот поступок из-за травли, которой он якобы подвергался в гимназии.
📌 Это только в теории все понимают, что структура, какой бы она не была, не всегда несет прямую ответственность за преступления, производимыми ее членами, тем более бывшими, и уж тем более не всегда отвечает за эксцессы, осуществленные в непосредственной близости с ее порогом. Например, в тот же день в Москве, буквально через несколько часов после происшествия в православной гимназии, произошло еще одно нападение. На этот раз кровь пролилась в стоматологической клинике. Пациент, недовольный лечением, ударил врача ножом в живот. Однако ожидаемых больших разговоров о проблемах отечественной стоматологии или медицинского образования не последовало. Хотя месяцем ранее точно таким же образом другой пациент расправился с врачом уже городской больницы в Санкт-Петербурге. Но в этих случаях у всех сработала обычная умственная операция, которая не позволяет делать скоропалительные выводы и далеко идущие обобщения. В случае же с православной школой в таком умственном акте было отказано. С первых же минут появилась версия о беспощадном «буллинге», – то есть, по-русски, травле или преследовании, — которому якобы подвергался подросток в стенАх гимназии. А последующие комментаторы и вовсе стали голосить о порочной природе православного образования. Причем любопытно, ОТКУДА информация о буллинге первоначально взялась. Ее опубликовало одно сми со ссылкой… на «источник». Просто «источник»! Это только в воображении читателей за этим обезличенным словом стоит какой-то компетентный человек, вынужденный скрывать свое имя или хотя бы место работы. На деле же, под этим понятием журналисты, чаще всего, скрывают большой палец своей правой руки, из которого может быть высосано всё что угодно. «Источники» ведь не раскрываются. Редакторская политика. Очень удобно! А когда уже третье или четвёртое издание воспроизводит версию подобного «источника», о его происхождении уже никто не помнит. Высосанное из пальца, легким движением руки, превращается в «общеизвестный факт». Для чего это делается? Надо понимать, что журналистика – это профессия, которая любит повторяющиеся сюжеты, потому что они легко становятся стереотипами. А стереотипы – лакомый хлеб читателей. Если за колумбайнами в Казани и в Перми стояла травля подростков в школьной среде, то, кровь из носа, это лыко надо вставить в строку. Оно и было вставлено, со ссылкой на «источник»!
📌 В то же самое время никакими объективными фактами слова о буллинге бывшего ученика не подтверждаются. Духовник гимназии опроверг версию о травле и психологическом насилии. По специфике своей службы духовник – это человек, который имеет самый непосредственный контакт с учащимися, которому они на исповеди могут рассказать о самом наболевшем, о самом сокровенном. Однако ни одной жалобы на беспощадное преследование ему не ведомо. Об этом же свидетельствует и педагогический коллектив учебного заведения. А это всё люди разные, в основном светские педагоги, которые бы могли пролить свет на эти прецеденты. Но и им ничего подобного не известно. Следственные органы так же не вывили никаких подтвержденных фактов травли. В конце концов, если предположить наличие какого-то грандиозного заговора молчания среди учеников, есть еще родители. Из сотни учеников гимназии хоть кто-то, придя домой, мог бы рассказать о чудовищных фактах школьной травли. Но и тут тишина. Никаких историй. Ни единой жалобы родителей во время многочисленных допросов. Более того, в эту гимназию родители отдавали своих детей именно по той причине, что в отличии от светской школы в православных гимназиях подобные истории крайне редкое явление, даже среди детей. Вот и родители Владислава отдали его в православное учебное заведение, потому что в предыдущей школе он подвергался преследованию со стороны одноклассников, а у Серпуховской гимназии в родительской среде была совершенно иная репутация.
📌 Конечно, в любом учебном заведении есть дети, которые чем-то недовольны. И в музыкальной школе, и в художественном кружке, и в спортивной секции, куда родители отводят своих отпрысков, чтоб те не шатались праздно по улице или были заняты чем-то большим, чем тупое времяпрепровождение в гаджетах, можно сыскать недовольных. Ведь среди детей встречаются и ленивые, и строптивые, и просто те, для кого предел мечтаний – карьера Дани Милохина. И конечно они будут недовольны всем, кроме перспективы торчания в соцсетях или компьютерных играх. И найти таковых в любой учебной среде – вопрос времени. Поиском таких недовольных анонимов и занялись авторы, когда уже ссылаться просто на безымянные «источники» было как-то неудобно. Но даже этот поиск принес жалкие крохи, какие-то общие слова из серии «грозили адом, если будем плохо учиться». Никаким адом лень не врачуется. Да и обещание рая не является мотивацией для прилежного ученика. Всё как в любой обычной школе. Есть дети, которые ПОЛЬЗУЮТСЯ возможностью учебы и воспитания, а есть те — кому всё по барабану, хоть в педагогах будет сам Макаренко или Сухомлинский. И настоятельница монастыря, при котором существует православная гимназия, игуменья Алексия (Петрова) прямо об этом и говори: мы берем всех, и очень много у нас трудных подростков, которых родители отдают на реабилитацию. Ну и не трудно догадаться, что отзывы среди разных детей будут разными, и нередко они отражают не объективные факты, а личные факторы. Повторю! Назовите мне любое учебное заведение, хоть частную британскую школу, хоть элитную барвихинскую гимназию – и через сутки мы выявим тех, кто готов спалить их дотла. Объективных же данных о булинге и о том, что травля в православной гимназии стала причиной поступка Владислава – нет.
📌 И как ужи на сковородке авторы этой версии стали извиваться, когда следственные органы опубликовали первые данные с допроса Владислава, после того как он пришел в себя в больнице. Подросток рассказал, что причиной его поступка явился не буллинг в гимназии, не месть одноклассникам, учителям, монахиням или православной системе образования, а его тотальная ненависть ко всеми миру, «желание массового убийства», как он поведал следователям. Подобное призвание, конечно же, рушило все стройные стереотипы «источников». Поэтому данное признание ими было объявлено происками правоохранительных органов. Тут, как говорится, что «совой об пень, что пнем об сову», все равно сове не жить…
📌 Такой же дикой и ангажированной, с мой точки зрения, является и та травля православной школы, что была устроена на основании устава гимназии. Вот, мол, там, предписано «пальцами по столу не барабань», «не качайся на стуле», «ногу на ногу не клади», «ногтей на руке своей не разглядывай». И, мол, это и есть причина ужасного давления на подростка по линии православной педагогике, отчего у него и поехала крыша. Да, это, наверное, немного наивные пункты, взятые из какого-то дореволюционного устава, но что тут криминального? Учеников учат хоть каким-то правилам приличия, чтоб они из человека не превращались в обезьяну. Понятно, что нецерковный мир предлагает совсем иную перспективу, и в какую образину может превратиться школьник без каких-либо воспитательных уставов можно легко убедиться. Посмотрите в интернете ролики о ситуации с поведением в современной школе. Послушайте родителей, которые с ужасом отдают своих детей туда. Перспектива стерильного отношения к воспитанию учеников, когда на них плюют или даже потакают их нехитрым запросам – это тоже альтернатива под большим вопросом. Вот недавно в Госдуме рассматривали предложение об установке курилок в школе. Помните? Предложение, конечно, отвергли. Но вариант такого разговора о многом свидетельствует. Так же как о многом свидетельствует другое прогрессивное предложение из мира светской педагогики, правда в американских школах, когда в Чикаго объединили школьные уборные для мальчиков и девочек. Теперь все ходят в один санузел, а директора с удивлением разбирают факты изнасилований. Эксперименты над образованием детей ставятся везде и всюду. Педагогика – живая наука. Кто-то выбирает курилки и ЛГБТ-туалеты, а кто-то следит за ногтями и раскачиванием на стульях. И педагогической наукой пока еще не доказано, ЧТО ХУЖЕ для ребенка, просить не барабанить пальцами по столу или бросить на произвол либеральных стихий. В любом случае, православная педагогика имеет право на некоторые ошибки, но вот плата за них, с моей точки зрения, несоизмерима с той, что платят жертвы педагогики антихристианской. И умные родители во всем мире это прекрасно понимают. Попробуйте устроить ребенка в частную школу Европы или Америке, — например в The King’s Church of England School, гимназию Англиканской церкви, — где все ходят в единой форме, а дисциплина такая – что наши авторы, костерящие устав серпуховской гимназии, лишились бы покоя. Там не только совершают совместные молитвы и богослужения, но и считается обязательным посещение «faith centre» — кружка христианского вероучения. Но именно туда отдают своих отпрысков челны королевских домов и состоятельные граждане. Потому что христианская педагогика – это единственная альтернатива в современном сумасшедшем мире сохранить свое дитя со здоровыми мозгами и человеческой нравственностью. Даже наш подрывник Владислав Струженков, пока был учеником православной гимназии, получал то необходимое внимание, что и сдерживало его несколько лет от психических девиаций. И совершил он свой подрыв только после того, как, выйдя из стен православного учебного заведения, полтора года был никому не нужен.
📌 Мы не знаем, что его привело со взрывчаткой на порог этой школы. Не многие психиатры способны это объяснить, объяснить как в головах психопатов формируются те или иные маршруты. Здесь можно гадать до бесконечности, начиная от того, что эта школа была в 15 минутах от его дома, вплоть до размышлений какого-то духовного порядка. Но то, что мальчик с несчастной семейной историей, с тяжелейшей онкологией, с нарушенным гормональным фоном и при отказе от медикаментозных психиатрических средств поддержки мог выбрать любой объект для своей ненависти – это версия не менее существенна, чем версия всезнающих «источников».
📌 И последнее. Я не удивляюсь, что в история с бывшим учащимся православной гимназией пришлась по сердцу безбожникам или тем, кто борется с Русской Православной Церковью. Например, организация «Атеисты России» не преминула воспользоваться этим случаем, чтобы устроить травлю всем православным гимназиям. Тут мне всё понятно. Но мне совершенно кажется дикой та травля, что устроили серпуховской гимназии некоторые православные авторы. Их раздражало всё. И устав, по которому живет школа, и монахини, и мать настоятельница, и даже молитвы, которыми дети молятся. Хотя именно эта самая совместная молитва за закрытой дверью спасла детей от массовой гибели. Тут уж как хотите – для кого-то это промысел Божий, а кто-то предпочитает видеть просто стечении обстоятельств. Я знаю, что можно ответить светскому злопыхателю, мне ясна позиция и идейно заряженных атеистов, я даже понимаю мотивы падких на стереотипы журналистов, но я совершенно не знаю, что сказать некоторым так называемым «православным миссионерам, активистам», которые устроили настоящий буллинг православному образованию. Когда под видом важной внутрицерковной дискуссии на всех возможных антицерковных площадках, они поносили и Церковь, и священноначалие, и конкретную православную школу. Наверное, это какой-то комплекс, унаследованный нами из недавнего прошлого. Когда «Иваны» не просто не хотят «помнить родства», но и саму войну с «родней» полагают основным своим достижением в жизни. И вот этот буллинг, эту травлю, эти огульные обвинения и издевательства, я полагаю симптомом гораздо более страшным, чем некоторые эксцессы педагогического процесса в православной среде. Таков наш век. Его ложь, его правда, и наш тест.