Вера и магия
ЯЗЫЧЕСТВО — УЛОВКИ ПАДШИХ ДУХОВ
Вера или магия, духовная жизнь или оккультизм – что доставит душе человека желанное счастье?
Здравствуйте! Мы часто говорим о том, что оккультизм, магия, всевозможные суеверия – это остаток язычества. Погружаясь в стихию гаданий, заговоров, приворотов, человек погружается в стихию язычества. А что же такое собственно язычество? Что оно есть по существу?
Термин «язычество» происходит от слова «язык», то есть «народ» и означает веру народов, не имевших Божественного Откровения. Обычно, вспоминая язычников, люди подразумевают политеизм, многобожие. Это так. Но прежде всего, язычество – это внимание к миру духов и взаимодействие с ними посредством магии. Где-то эти духи назывались богами, где-то душами предков, силами природы или просто духами.
Изображения языческих божеств зачастую не отличались благолепием. Так, в останках древней Месопотамии сохранились образы странных существ – крылатые быки с человеческими головами и рыбы-козы, рогатые львы и змеи, и даже люди с головой орла и большими крыльями. Вавилонский дракон Сирруш изображался с чешуйчатым телом, змеиной головой, лапами льва и хищной птицы, а хвост его как у скорпиона. Святой Иустин Философ объяснял, что языческие изображения божеств есть изображения демонов, являвшихся для устрашения людей в том или ином виде.
Греко-римские божества изображались более благовидно. Но сама языческая мифология приписывала им все греховные страсти, что и у людей. Они друг с другом препирались, мстили, завидовали, соперничали, изменяли женам. Боги из древних мифов не давали людям никакого нравственного примера. Ни один языческий бог не оставил людям какой-либо высокой нравственной заповеди.
В язычестве считалось, что у богов или духов есть сила, могущество, и с ними можно договориться, вступить в связь посредством ритуальных жертв и магии. Отношения с богами строились по принципу: «я тебе, а ты мне». Во всем была жалкая корысть, там не было, как в христианстве, сыновнего отношения к Богу как своему Небесному Отцу. Язычник своим подношением идолу как бы обязывал богов помогать ему. И если правильно выполнил магический ритуал, то всё должно исполниться, неважно, что у тебя на уме и что у тебя на сердце.
Так, африканский шаман, думая вызвать дождь, клал на землю венок из прутьев, брызгал на него водой изо рта, и был уверен, что этим символическим действием он влияет на тучи и побуждает их к дождю. А у балтийских славян в городе Арконе стоял четырехголовый идол бога Святовита. В правой руке Святовит держал рог. Жрец ежегодно наполнял этот рог вином, думая этим действием обеспечить урожай всего года. Язычники полагали, что магическим ритуалом и жертвенным подношением как бы принуждают богов выполнить то, что они просят.
Мы сказали, что язычники были чужды Откровения Божия. И потому они выстраивали отношения с духовным миром в соответствии с собственной греховностью. А на греховность могут откликнуться только падшие ангелы. Если сказать прямо, язычество – это взаимодействие с миром падших духов. И собственно за богов выдавали себя бесы. Уже в первых строках «Золотых стихов» Пифагора сказано: «подземных демонов чти по закону». Таково язычество, как оно есть. Когда в славянской языческой традиции переезжали в новый дом, то старались перевезти с собой домового – уделяли ему особый чугунок, в котором он должен был переправиться в новое жилище. Всё это – заигрывание с падшими духами.
Но бесы не могут нести людям счастье. В Священном Писании о дьяволе сказано, что он «человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины» (Ин. 8:44). Он может лишь губить и вредить. Все суеверно-магические, языческие ритуалы – сплошная ложь, заблуждение. Ибо дьявол – «лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Привороты никогда не принесут сердцу любви, порча не восстановит справедливости, гадания не обеспечат счастливого будущего, подкова над входом в дом не защитит жилище от бед, а стакан с водкой в память о почившем не спасет его душу. Никакой магический ритуал не привлечет в нашу жизнь счастье.
Но всегда есть возможность, оставив язычество, обратиться к Богу. Господь открыл нам удивительные истины: не только человеку нужен Бог, но и мы нужны Богу. Господь говорит через пророка Исаию: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя!» (Ис. 49:15). И потому тем, кто решил открыть Ему свою душу, Господь подает максимально возможное – это вечность, Небесное Царство, райскую гармонию. Да и земная жизнь такого человека приходит в порядок. Господь да сохранит и укрепит всех нас Своей благодатью!
Священник Валерий Духанин.