Новости
Президент Республики Сербской Милорад Додик дал эксклюзивное интервью для телеканала «СПАС»
АНДРЕЙ АФАНАСЬЕВ: Наша съемочная группа часто выезжает в зону специальной военной операции, и нас бойцы попросили передать сербам, нашим братьям, кому как не вам, этот сводный стяг с подразделениями с именами православных святых. Каждое подразделение выбирает себе небесного покровителя, изготавливается шеврон, а Русская Православная Церковь направляет туда священников для окормления этих подразделений. Во многих из них сражаются и наши братья-сербы. Я вот так вот положу, вам передам. Мы с вами встречаемся в Казани. Историческое время, события. Как вы воспринимаете нынешний саммит БРИКС?
МИЛОРАД ДОДИК: Это, безусловно, важное историческое событие не только для России, но и для всего мира. Россия и ее президент Владимир Владимирович Путин показали, что Запад не может разбить Россию, что и было ее основным намерением. И сейчас мы видим, что западные страны остаются в одиночке.
АНДРЕЙ АФАНАСЬЕВ: В кулуарах приходилось общаться с представителями многих делегаций, и очень часто, помимо экономических и политических тем, звучат темы, связанные с ценностью, с духовностью, с семьей, с тем, что у нас называется традиционными ценностями. Насколько это важно сегодня при построении нового миропорядка?
МИЛОРАД ДОДИК: Условно, мы все знаем об этих идеях, которые пытается нам навязать Запад, и тем самым разрушить наши не только традиционные ценности, но и традиционное общество. Все это приводит, безусловно, к декадентству. К этому относятся и движение ЛГБТ (запрещено в России), и те идеи, когда мужчина уже не является отцом, женщина не является матерью, а они записываются просто как родители 1 или родитель 2.
Кроме того, идея о том, что при рождении ребенку не записывается пол, а следует ждать 18 лет, когда он сам это решит, это просто нарушает природу. Это то, что определено природой, а не может быть определено мозгом или чьей-то идеей. Я считаю, что очень важно придерживаться наших традиций, которые поддерживает Православная Церковь, Русская Православная Церковь, и она играет в этом огромную роль, чего, например, не случилось с христианской Католической Церковью, которая все-таки поддержала идеи Запада, потерпела поражение в этой борьбе на Западе.
АНДРЕЙ АФАНАСЬЕВ: Сербский народ исторически находится в авангарде православной христианской цивилизации на рубеже как раз с западным христианским миром, на Балканах — это стык еще и с исламским миром, на протяжении веков подвергались давлению стороны Османской империи, каким образом сербам, сербскому народу за эти века удалось сохранить себя?
МИЛОРАД ДОДИК: Это тяжело объяснить. На Балканах произошло огромное количество войн. Во время Первой мировой войны сербы потеряли почти половину своего православного населения. И всего через 20 лет пришел Гитлер, который во время Второй мировой войны убил более 1 миллиона сербов. Есть просто факты. Западная коалиция с оговоркой на то, что нужно бороться с Германией, постыдно бомбардировала нас в 1944 году и сбрасывала на нас бомбы, чего не сделала на Загребе, где было сформировано фашистское независимое государство Хорватия.
Независимое государство Хорватии являлось фашистским. Мы всегда были на антифашистской стороне вместе с Россией, то есть с Советским Союза. Затем наступил следующий тяжелый период, резолюция Информбюро, когда мы оказались в ситуации блокады с огромным количеством введенных против нас санкций. И когда мы уже подумали, что наступил период свободы, вновь наступил тяжелый период распада Югославии.
Сербы на территории Балкан — это народ, который претерпел больше всего страданий. Запад никогда не хотел считать сербов единым народом. Они думают, что есть хорватские сербы, боснийские сербы, косовские сербы или какие-то другие, но никак не единственные. Во время событий распада Югославии сербы были теми, кто пострадал больше всего. А Германия в этом процессе во главе со своим министром иностранных дел Геншера сделали всё для того, чтобы Югославия распалась, и всё это в процессе кровопролитных войн.
И затем Запад, и не только страны НАТО, без резолюции ООН, два раза бомбардировали нас, и это с бомбами, которые были с объединенным ураном. Сначала Республику Сербскую, а затем и Сербию в 95-м году. Затем они ввели против нас все возможные санкции. Таким образом, мы оказались в блокаде, окруженные без возможности самовыражения. С одной стороны бомбы и санкции — с другой стороны.
Таким образом нас разбили на маленькие части. Нам вновь не позволили быть едиными. В Хорватии сербов этнически очистили, сейчас это абсолютное меньшинство, и затем появилась Босния и Герцеговина, которая представляет собой гибрид, в рамках которой сейчас существует Республика Сербская, но ее постоянно пытаются уничтожить.
АНДРЕЙ АФАНАСЬЕВ: Сейчас на территориях, подконтрольных Киеву, происходит беспрецедентное гонение на каноническую Православную Церковь. Людей буквально убивают, людей бросают в тюрьмы за верность каноническому православию. Есть ли какие-то механизмы международные или иные для того, чтобы защитить, помочь этим людям, и может ли тут пригодиться опыт Сербской Церкви, также подвергавшейся неоднократным гонениям и в прошлом, и совсем недавно, в конце 20-го, начале 21-го века?
МИЛОРАД ДОДИК: Мы буквально пережили Голгофу, и при этом Сербская Православная Церковь ни разу не отказалась от своих идей, даже в сложных условиях оккупации еще Османской империи, войны с Германией и также во времена коммунизма, когда пытались уничтожить все православные шаги и следы. Сербская Православная Церковь все это пережила, и благодаря этому в том числе и жив сербский народ.
Вопрос, как бороться. Безусловно, Запад оказывает влияние своё и здесь. Так, например, патриарх Вселенский, который, безусловно — Запад злоупотреблял им — и он выполнял не православные цели, а западные. Что привело к тому акту, который был связан с ролью Украинской православной церкви. Точно так же они хотят поступать и с нашей, для того, чтобы была Хорватская православная церковь, Черногорская православная церковь, или ещё Боснийская православная церковь, или, я даже не знаю, ещё какие, но Церковь остаётся единой.
Наши священники во время всех конфликтов также были с Церковью. Но мы считаем, что важно, и мы, прежде всего, должны сохранить и будем сохранять нашу духовность.
АНДРЕЙ АФАНАСЬЕВ: Когда мы были в гостях в замечательной, красивой Бане-Луке 10 лет назад, мы стали свидетелями открытия памятника святому царю-мученику Николаю II. И мы знаем, как наши сербские братья его почитают. На чем основана эта память, и почему царя Николая так чтут на всех территориях, где проживают сербы?
МИЛОРАД ДОДИК: Огромное уважение глобальное ко всему российскому братскому народу, российскому государству. Россия всегда протягивала сербам братскую руку и братскую любовь. Сербы были всегда очень внимательны к российским государственным деятелям и в самые сложные исторические моменты. Поэтому то, что сделал Николай II, а именно помог в сложный момент, сербы это помнят и всегда будут помнить.
Точно так же, как они будут помнить и уважать Владимира Владимировича Путина, который, борясь за суверенитет России, фактически борется за суверенитет всего мира. И та борьба, которую ведет Россия, она исторически важна и будет в последующем оценена. Если же будет по-другому, то все мы станем просто слугами, и не будет речи ни о какой свободе.
АНДРЕЙ АФАНАСЬЕВ: Святой царь Николай известен еще и тем, что именно в годы его правления и при его непосредственном участии был прославлен великий православный святой, которого почитает не только в России, но и в Сербии, — Серафим Саровский. И он также известен тем, святой преподобный Серафим, что он оставил после себя пророчество в конце XVIII века, когда он отошел ко Господу, он сказал, что несмотря на все трудности, которые ждут православный славянский мир, мы объединимся в единое православное славянское море. Ожидаете ли вы это, в каком виде это может быть, и живы ли сейчас идеи православного, православного панславизма?
МИЛОРАД ДОДИК: Это, конечно, святая идея. То, что заметно, и мы видим это, что либеральный мир и неолиберальный мир пропадают. С другой стороны, мы видим, и это также заметно, что православный мир, несмотря на все оказываемое на него давление, сохраняет необходимость быть единым. Не только в своем религиозном компоненте, но и с точки зрения своей политической позиции. Безусловно, мы разделяем нашу совместную культуру, совместные ценности, и мы будем это сохранять. То, что мы называем русским миром, сербским миром, это, безусловно, совместная основа для единого православного мира. При этом Запад в этом видит опасности, они постоянно видят в этом какой-то военный элемент, говорят об армии, но это прежде всего культура, язык и письмо.
АНДРЕЙ АФАНАСЬЕВ: Господин Президент, я вас благодарю.