Вера и магия
ЧЕГО БОЯТСЯ БЕСЫ? ВЕРА И МАГИЯ
Вера или магия, духовная жизнь или оккультизм – что доставит душе человека желанное счастье?
Обычно люди буквально трепещут, когда слышат про демонов, беснование, колдовство, порчу и прочие бесовские штучки. И это понятно: человек не хочет подвергаться воздействию темных сил. Но мало кто знает, что иной раз бесы боятся людей. Есть своего рода средства, духовные оружия, которые отпугивают демонов. И об этом стоит поговорить особо.
В Добротолюбии рассказывается про святого Иоанна Вострского. Он имел власть над нечистыми духами, изгонял их из одержимых людей и однажды спросил бесов, чего они больше всего боятся в христианах. Здесь сразу добавим, что, конечно, с бесами нельзя вести диалог, они легко нас запутают и обманут, но в данном случае беседовал духовно опытный, святой человек. Так вот бесы признались, что боятся трех вещей. «Первое, – сказали они, – то, что вы носите на шее вашей; второе то, чем вы омываетесь в церкви; третье то, что вы вкушаете в церкви».
Христиане носят на шее нательный крест как образ Креста Христова, а посредством Креста Господь спас нас от власти дьявола, и даже образ креста для дьявола мучителен. В храмах люди омываются водой таинства Крещения, и в этом Таинстве крещаемому прощаются все грехи. В Крещении человек становится неподвластен дьяволу, ибо теперь он – Божие чадо. Добавим, что если человек согрешил, всегда есть возможность покаяться, а таинство Покаяния называют вторым Крещением. Вкушают же в церкви христиане Святые Тело и Кровь Христовы – таково Таинство Причащения. Упомянутый диалог на этом не закончился. Святой Иоанн спросил: «Из этих трех чего вы боитесь больше всего?» Бесы ответили: «Если б вы добре хранили то, чего причащаетесь, то никто из нас не мог бы оскорбить христианина».
И вот это стоило бы помнить. Из-за того, что мы не храним благодать, дарованную в Таинствах, мы оказываемся доступны искушениям демонов. На самом деле, основная проблема в том, что современный человек – он лишь отчасти христианин, то есть, отчасти принадлежит Христу, а большей частью погружается в стихию блудного и гордого мира. И в этом внутреннем раздрании человек легко искушается и легко падает. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение», – говорил Господь (Мф. 26: 41).
Вся церковная жизнь построена так, что человек может непрестанно освящаться благодатью Божией. Мы освящаем жилье, чтобы никаких домовых или барабашек там даже близко не было. Мы соборуем больных и немощных, чтобы и в самой болезни человек был причастником благодати Божией, и если Богу угодно, то Господь и от болезни исцелит. Нам даны молитвы утром и вечером, чтобы мы начинали день с благословения Божия и завершали его также в общении с Господом.
Но нет ничего выше Таинства Святого Причащения. Потому что это единение с Самим Господом Иисусом Христом. А если мы вместе с Господом, то разве приблизится к нам темная сила? Когда преподобный Сергий Радонежский служил Литургию, то ученики однажды увидели, как в алтаре над престолом явился благодатный огонь, который затем сошел в святую Чашу и преподобный Сергий причастился этим огнем. На самом деле, этот Божественный огонь подается каждому причастнику. Когда мы приступаем к Чаше с покаянием и смирением, то Господь попаляет в нас все грехи, и тогда душа недоступна воздействию демонов.
Еще бесы боятся молитвы Иисусовой, ибо это моление именем Иисуса Христа: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Спаситель после Своего Воскресения обещал: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16: 17). Где имя Христово, там и сила Христова, и бесам там места нет.
Что же еще сильнее беса? То, что ему противоположно. Дух дьявола – гордость. Противостоит же ему добродетель смирения. Вот как тьме противоположен свет, и тьма уходит с явлением света, так и бесовская гордая сила уходит там, где сияет добродетель смирения. Это может казаться парадоксальным, но дьявол боится смирения, ибо со смиренным человеком пребывает Господь. В Древнем патерике повествуется о смиренном монахе, которого пригласили в дом, где находилась девушка, одержимая бесом. И вот она ударила монаха по щеке, а он, по заповеди Спасителя, обратил к ней другую щеку, и демон, не выдержав добродетели смирения, тут же покинул одержимую. Смирение – сильнейшее оружие против бесов, ибо смирение привлекает Божию благодать, тогда как к гордому человеку липнут демоны.
Вся церковная жизнь построена так, чтобы мы возрастали в духовной жизни и отражали искушения темных сил. Да подаст Господь всем нам победу в невидимой брани! Всего доброго вам! Храни вас Боже!
АВТОРСКАЯ РУБРИКА ОТЦА ВАЛЕРИЯ ДУХАНИНА – ВЕРА И МАГИЯ.
ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!