Исторический разбор с Федором Гайдой
ИЗБРАНИЕ ПАТРИАРХА / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗБОР ФЁДОРА ГАЙДЫ
В январе 1589 года состоялось избрание первого русского патриарха, им стал митрополит Московский и всея Руси Иов.
Автокефалия (независимость) Русской Церкви была установлена еще в середине 15 века, когда московский митрополит стал избираться собором русских епископов. Перед этим Константинопольский патриархат, предав православие, пошел на подписание Флорентийской унии с папским Римом. В Москве это не признали. Уния долго не продлилась, после взятия Константинополя турками она упразднилась. Тем самым, Константинопольский патриархат возвращался в православную веру, которой неизменно оставалась верна московская митрополия. Греки не ставили вопрос об упразднении русской автокефалии, тогда им явно было не до того. Москва, в свою очередь, милосердно закрыла глаза на религиозные блуждания греков. Русская автокефалия была признана по факту. Щедрые дары, которые из Москвы шли константинопольскому патриарху, принимались с неизменной благодарностью.
В 15-16 веках под напором турок пали все православные государства на Ближнем Востоке и на Балканах. Российское государство, наоборот, добилось в это время независимости от Орды и присоединило все земли на севере и востоке Руси. В 1523 году псковский старец Филофей в своем послании великому князю Василию 3-му наименовал Россию Третьим Римом и предупредил, что четвертому не быть, потому что лишь один правитель на земле сохранил верность истинной православной вере. Все православные царства сошлись на Москве. В 1547 году сын Василия 17-летний Иван был венчан на царство московским митрополитом Макарием. Вопрос о патриаршестве явно назрел.
Еще в 4 веке в Римской империи патриархами начали называть митрополитов столичных городов. Рим старый и Новый Рим, то есть Константинополь, становились патриархатами. Александрия и Антиохия были не только крупнейшими городами Африки и Азии, но также столицами древних царств. Иерусалим получил патриарший статус как центр Святой земли. Однако в 16 веке православной столицей однозначно становилась Москва.
Переговоры с греками об установлении патриаршества в Русской Церкви начались после смерти Ивана Грозного. Главным инициатором в этом вопросе выступал боярин Борис Годунов — фактический правитель России при царе Федоре Иоанновиче. Переговоры были сложными, но восточные патриархи нуждались в материальной помощи от Москвы, поэтому пошли на уступки.
Среди трех кандидатов царским решением на патриарший престол был избран московский митрополит Иов. Возведение осуществлял собор епископов «всего Великого Росийского и Греческого царствия» во главе с константинопольским патриархом Иеремией. Константинопольские соборы 1590 и 1593 годов с участием восточных патриархов признали московскую патриархию и утвердили ее пятой в ряду православных патриархатов.
Святитель Иов стал первым «святейшим патриархом царствующаго града Москвы и Великого Росийского царствия». Ему суждено будет стать исповедником, претерпеть гонение от Лжедмитрия. Законный преемник Иова патриарх Гермоген призовет всю Россию на освобождение Москвы от поляков и станет мучеником. Последующие российские патриархи в 17 веке будут использовать титул «Московского и всея России и всех северных стран». Подобно тому, как до отпадения от православия римский папа именовался «всего Запада», александрийский — «всего Юга», а православный антиохийский патриарх и доныне именуется «всего Востока». Таким образом, Московский патриархат сразу создавался как наднациональный, как патриархат православной империи, патриархат Третьего Рима.
Вот такие дела. До новых встреч.