Исторический разбор с Федором Гайдой
СВЯТЫЕ КНЯЗЬЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗБОР ФЁДОРА ГАЙДЫ
Христианские святые разделяются на чины. Особая слава у апостолов, мучеников, святителей, преподобных, праведных, юродивых. Но есть и чин благоверных. Это властители, прославленные за праведную жизнь. Праведность с властью сочетать очень сложно. Власть предполагает насилие. Государство обладает юридической монополией на насилие. Если такой монополии не будет, над насилием будет утерян контроль, оно будет везде и всюду.
Власть берет на себя эту функцию и обязана применять насилие, чтобы оно не вышло из берегов. Конечно, оно может выйти из берегов и по вине самой власти. Вот именно поэтому Церковь берет на себя обязанность увещевать власть. Она должна служить не самой себе, а Богу и людям. В государстве должна быть правда. Праведный властитель прославляется Церковью как благоверный.
Не удивительно, что первыми стали прославляться равноапостольные правители: римский император Константин Великий, русская княгиня Ольга, князь Владимир и другие. Главной их заслугой была проповедь христианства в языческой стране. Прославлялись также правители-мученики, страстотерпцы. Таковы киевский князь 12 века Игорь Ольгович, убиенные в Орде тверские князья Михаил, Дмитрий и Александр, последний российский император Николай II.
Благоверные правители управляли в землях, уже принявших веру. И прославились не смертью, а именно жизнью. Но их канонизация происходила обычно лишь через несколько столетий после преставления. При митрополите Макарии в середине 16 века был прославлен Собор общерусских святых. В него вошел благоверный князь Александр Невский.
В дальнейшем благоверных князей обычно канонизировали как местночтимых: в 17 веке — Юрия Всеволодовича и Даниила Московского, при Петре — почитаемого им Андрея Боголюбского. Затем уже в конце ХХ века были прославлены владимирские князья Всеволод Большое Гнездо и его сын Константин, а также сын Александра Невского Дмитрий. В нашем веке канонизирован Иван Калита. Пожалуй, единственным правителем, который был прославлен как благоверный достаточно быстро, стал последний представитель московской ветви Рюриковичей — царь Федор Иоаннович.
В последние десятилетия в Соборе общерусских святых были прославлены киевские князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и его сын Мстислав Великий, а также московский князь Дмитрий Донской. Заслуги их перед русской государственностью были вполне очевидны, но отношения с Церковью — не всегда простыми.
Московский Великий князь Дмитрий Иванович, внук Калиты, рано лишился отца и был воспитал святителем митрополитом всея Руси Алексием. Фактически именно он руководил политикой княжества. Своим преемником на кафедре Алексий видел преподобного Сергия Радонежского, но Сергий отказывался и предлагал суздальского епископа Дионисия. Однако по преставлении святителя 28-летний Дмитрий захотел возвести на митрополичью кафедру своего духовника Дмитрия, который для этого был пострижен и назначен архимандритом Спасского монастыря. Великому князю он был близок, но авторитетом не пользовался. Его звали уменьшительным именем Митяй. Митяй отправился на поставление к константинопольскому патриарху, но по дороге скончался.
Патриарх поставил митрополитом болгарина Киприана Цамблака — человека яркого, темпераментного, большого молитвенника. Однако на Москве святителя Киприана не приняли. В ответ он предал московского князя анафеме. Тем не менее, удалившись в Литву, которая была частью Русской митрополии, Киприан благословил местных князей помочь Дмитрию в борьбе против Мамая. Сам Дмитрий получил на то благословение преподобного Сергия.
Возможно, именно посредничество Сергия привело к примирению Дмитрия с Киприаном. Хотя впоследствии Киприан еще 2 раза уезжал из Москвы в Киев, конфликтуя с великим князем. Дмитрий призывал на кафедру то переяславского архимандрита Пимена, то суздальского епископа Дионисия. В результате Киприан утвердился на кафедре и много сделал для Русской Церкви. Он будет прославлен как святой практически сразу после своего преставления. Прославлен будет и Дионисий Суздальский. Дмитрий Донской будет причислен к лику святых на Поместном соборе Русской Православной Церкви в 1988 году. Его день памяти по новому стилю — 1 июня.
Вот такие дела. До новых встреч.