Вера и магия
ИКОТА, ЗУД И ЗВОН В УШАХ — НЕЛЕПЫЕ СУЕВЕРИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕЛОМ
Вера или магия, духовная жизнь или оккультизм – что доставит душе человека желанное счастье?
Здравствуйте! Мир суеверно-магических представлений весьма разнообразен, а еще активен и даже прилипчив. Он не просто вторгается внутрь нашей души, он пытается захватить всего человека. Так, множество суеверий связаны с нашим телом, органами чувств и телесными ощущениями. Подчиненный им человек способен сам превратиться в сплошное суеверие, видя в каждом ощущении некое откровение свыше. Итак, вспомним подобные суеверия и как бы приметы и попробуем выяснить, что за ними стоит.
«Уши чешатся – к вестям, затылок – к печали, локоть чешется – к горю, нос – к вину. Губы зудят – к поцелуям. Лоб свербит – челом бить. В правом ухе звенит – к добрым вестям, в левом – к худым». Еще добавляют, что это, мол, потому, что с правой стороны у человека – ангел-хранитель, а с левой – бес-искуситель, как бы от них и идет звон в ушах. «Переносица чешется – к покойнику. Правая ладонь чешется – к прибыли, левая – к расходам. Руки горят – к драке, стынут – к злословию, дрожат – значит, что-то украл, ломит – к смене погоды». Еще говорят: «Шея чешется – либо к пирушке, либо к побоям», а может, к той самой пирушке, которая завершится побоями. «Икота одолевает – значит, кто-то вспоминает». Об икоте еще говорят, что это значит, кто-то тебе завидует, ругает и т. д. Чтобы узнать, кто именно, рекомендуют мысленно перебирать имена знакомых: на ком икота прекратится, значит тот тебя и вспоминал.
Итак, для суеверного сознания телесный зуд, почесывание, звон в ушах, икота, всевозможные ощущения плоти являются как бы откровением свыше о предстоящих событиях. Словно наше тело – таинственный инструмент мистических внушений и предощущений.
Есть в духовной жизни такое понятие – прелесть, самообольщение. Как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), «прелесть есть повреждение естества человеческого ложью». Мы живем в мире, подверженном многим искушениям. Мы – люди падшие, поврежденные грехом, и потому наши телесные ощущения не могут быть индикатором истины. Дьявол легко уловляет человека, доверившегося своим собственным, субъективным ощущениям.
Если мы будем опасливо прислушиваться, где у нас что зачесалось или свербит, если будем задумываться, почему зевнул или начал икать, и ждать за всем этим откровения свыше, то обольститель ввергнет нас во многие заблуждения. Доверять своим ощущениям нельзя. Так что, если зазвенело в ухе, не надо загадывать желаний и не надо просить ближних угадать, в каком ухе звенит. Поверьте, никакого отношения к вашей судьбе всё это не имеет.
Подобные суеверия – это как бы гири, которые висят на нашем телесном естестве, сковывают наши ощущения всякими страхами, ожиданиями, пустыми надеждами или тревогами. Вкладывая в телесные ощущения суеверные смыслы, человек еще больше погрязает в плотском и земном. В Священном Писании сказано: «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6:12-13). Доверяя субъективным телесным ощущениям и истолковывая их суеверно-мистически, мы как бы передаем члены нашего тела в орудия неправды. А неправда всегда губительна.
Нелепые суеверные действия ниспровергают высокий статус телесного естества человека. Ибо человек изначально создан как Божий храм. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6: 19). И тело христианина призвано к освящению благодатью Божией. Божия благодать действует на естество человека умиротворяюще. По свидетельству святых людей, в телесных ощущениях тогда царствуют мир, чистота, свобода от греховных позывов, но вовсе не суеверные ожидания и тревоги.
Да подаст нам Бог трезвый взгляд на окружающий нас мир и на самих себя, чтобы жить в чистоте души и тела. Завершим словами Священного Писания: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20). Всего доброго вам!
Священник Валерий Духанин