Вера и магия
КТО СКРЫВАЕТСЯ ПОД ОБРАЗАМИ ВОДЯНЫХ И РУСАЛОК?
Вера или магия, духовная жизнь или оккультизм – что доставит душе человека желанное счастье?
Здравствуйте! Как мы уже говорили, в языческом сознании окружающий мир, природная среда воспринимались как населенные духами. Этому сопутствовал опыт соприкосновения с непонятной мистической силой. Мистика присутствовала при соприкосновении язычника с любой природной стихией и не обошла своим вниманием воду. Как полагали, в любом водоеме присутствуют таинственные, неземные сущности. Так возникли представления о водяных, русалках, нимфах и сиренах.
Согласно языческим представлениям, водяной – это дух, обитающий в воде, как бы хозяин опасной водной стихии. Известный этнограф и писатель 19 века Сергей Максимов собрал многочисленные народные представления об этом персонаже славянской мифологии. Вопреки благостному образу водяного в известном мультфильме, который тоскливо поет, что с ним никто не водится, водяной повсеместно рассматривался как существо достаточно страшное и опасное, с которым, однако, людям суеверно-языческого склада приходилось считаться. Так, суеверные мельники при постройке мельницы на реке в качестве жертвы водяному зарывали живым черного петуха, а иногда в воду бросали череп лошади с магическим приговором. Небольшие подношения делали и суеверные рыбаки. Некогда считалось, что водяной требует жертв живыми существами, и в незапамятную старину в омут сталкивали запоздалого путника. Но кроме дьявола такие жертвы никому не были нужны.
В житии преподобномученика Иова Ущельского рассказывается, как некий Фока с братьями переправлялись через реку Мезень на лодке и переправляли с собой лошадь вплавь. На середине реки на них напал «дух нечистый водный», который ходил волнами, словно большая рыба, пытался топить лошадь и перевернуть лодку, однако с Божией помощью, после молитвы святому Иову, демона удалось отогнать. То есть, за образом водяного прячется демон, который требует себе жертв и откровенно вредит людям, однако отступает там, где есть молитва Богу и заступничество святых.
Почти то же самое можно сказать о русалках или сиренах и нимфах, как их называли в разных странах. За их образом проглядывает коварная, двуликая, обольстительная и губительная мистическая сила. Что показательно, в истории не раз упоминались встречи мореплавателей с весьма странными существами, похожими на человека, обитающими в морской стихии. Среди самых известных путешественников – Христофор Колумб, лично наблюдавший в первое свое путешествие трех как бы сирен и записавший это в своем дневнике, а также Генри Гудзон, моряки которого видели с борта русалку, верхняя часть которой была как у женщины с белоснежной кожей и длинными черными волосами, а нижняя часть завершалась хвостом как у дельфина, и эту встречу зафиксировали в судовом журнале.
Важно понять, что стихии нашего мира доступны воздействию невидимых сил – не только святых Ангелов, но и темных духов – бесов. А бесы являются коварными обольстителями. Они желают погубить и ради этого могут манить к себе духовно незащищенных людей, принимая образ сирен, русалок, нимф или кого-то еще. Поскольку все подобные образы носят мистический характер, они не могут фиксироваться материальными приборами. Никаких русалок или морских дев, как их еще называют, в физическом смысле никогда нигде не найдут. Это образы демонического обольщения людей. И в этом смысле особое значение обретает освящение воды, а также освящение кораблей, судов и вообще молитва человека, соприкасающегося с водной стихией.
В молитве священника на освящение воды в праздник Крещения Господня есть такие слова: «Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев». Речь идет об освящении вод Иордана при Крещении Господа Иисуса Христа, Который сокрушил в водной стихии «главы тамо гнездящихся змиев». Господь, прикоснувшись воды, ниспроверг всякую нечисть, и потому каждый год освящаемая на Крещение вода становится причастна благодати Божией, и она страшна для падших духов.
Вода освящается не только на праздник Крещения Господня, но и на водосвятных молебнах, а также в самом начале таинства Крещения. Есть также множество святых источников, освященных молитвами святых людей или явленных в святом месте. И это означает, что темные силы отступают там, где являет себя благодатная сила Церкви Христовой. Постараемся благоговейно хранить святую воду, пить ее с молитвой и окроплять ею свое жилье, а соприкасаясь с водной стихией молитвенно обращаться к Богу, чтобы быть духовно защищенными. Всего доброго вам!
Cвященник Валерий Духанин