Вера и магия
Евпатий Коловрат – был ли он язычником?
Вера или магия, духовная жизнь или оккультизм – что доставит душе человека желанное счастье?
Здравствуйте! Неоязычники стараются пополнить ряды своих кумиров за счет известных героических личностей. Но поскольку практически вся обозримая в письменных свидетельствах история России наполнена героизмом христиан, то неоязычники выдают за язычников героев из древнерусского эпоса, о которых заведомо мало сведений, а в имени якобы присутствует намек на язычество. Таков, в частности, Евпатий Коловрат. Попробуем разобраться, был ли Евпатий Коловрат язычником.
Итак, неоязычники утверждают, что Евпатий Коловрат был представителем язычества, потому что имени Евпатий нет в христианских святцах, «коловрат» – разновидность языческой свастики, а отвага и самоотверженность Евпатия якобы характерны лишь для язычников.
На самом деле, имя Евпатий – это ранняя русская транскрипция имени Ипатий, и на письме оно звучало как «Еупатий». Евпатий Коловрат крещен был с именем очень почитаемого на Руси в те века святого Ипатия Гангрского. А прозвище Коловрат никакого отношения к языческой символике не имело.
У славян слово «коловрат» или «коловорот» (это то же самое, как врата и ворота, брада и борода, враг и ворог) буквально означало «круговорот», «круговращение» и относилось к различным предметам с вращающимся кругом. Например, в древнерусской письменности (и это отражено в словарях древнерусского языка 11-14 вв.) встречается «коловоротный самострел». Самострелы (арбалеты) на Руси были двух видов – ручные и станковые. Так вот в станковом самостреле для взведения использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. И прозвище Коловрат могло быть дано умелому арбалетчику. Кто-то считает, что Евпатия называли Коловратом ради особого воинского мастерства вести бой двумя мечами, быстро вращая их. Как бы там ни было, прозвище Коловрат могло подчеркивать воинское достоинство Евпатия и его особые умения.
Сведения о Евпатии Коловрате содержатся в единственном древнерусском источнике – «Повести о разорении Рязани Батыем». Не все знают, что эта повесть является частью «Повести о Николе Заразском», так изначально называлась Зарайская икона святителя Николая Чудотворца. То есть, повествование о Евпатии Коловрате – неразрывная часть христианского текста, не имеющего в себе и намека на язычество.
В первой части повествуется о перенесении образа святого Николая Чудотворца из Корсуня в Рязанскую землю, где ее в 1225 году принимает князь Федор, сын Рязанского князя Юрия. Повесть сообщает, как в 1237 году князь Федор Юрьевич был убит Батыем, а затем монголо-татары разоряют Рязань. И вот после этого повествуется о героическом подвиге Евпатия Коловрата.
Согласно повести, Евпатий Коловрат был рязанским вельможей. То есть, он был знатный человек, известный рязанскому князю, и его сопровождала малая дружина. Во время разорения Рязани он находился в Чернигове, возможно, собирая там ратников, и когда узнал, что случилось с Рязанью, то, собрав дружину в 1700 человек, догнал захватчиков и внезапно напал на стан Батыя. Поразив многих неприятелей, Евпатий сам пал смертью храбрых.
Что показательно, когда монголо-татары схватили пять израненных воинов, и, согласно повести, Батый спросил их: «Какой вы веры, и какой земли?», то они прямо ответили: «Веры мы христианской, а от полка Евпатия Коловрата». То есть, они прямо свидетельствуют о своем единстве с Евпатием и в вере и в служении. Согласно распространенному в древнее время преданию, похоронили Евпатия Коловрата в Рязанском соборе. Всё это ясно указывает на его принадлежность именно к христианской вере.
Таким образом, ни имя, ни прозвище, ни героический подвиг Евпатия Коловрата нисколько не изображают его как язычника. Имеющиеся же сведения ясно свидетельствуют о нем как о мужественном воине-христианине, жертвенно положившем жизнь свою «за други своя» (Ин. 15:13). Храни всех Господь! Всего вам доброго!
Священник Валерий Духанин