День Патриарха
«Есть ли спасение вне Церкви?» / День Патриарха
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Господь принес прощение грехов, Он даровал Святого Духа, силой Которого прощаются грехи. Когда на исповеди священник, покрывая главу кающегося, говорит: «Прощаются и разрешаются грехи твои», он осеняет его крестным знамением и тем самым призывает силу Божественной благодати. Потому что Спаситель, Мессия примирил людей с Богом, прощая первородный грех, и открыл путь ко спасению, даруя Свою благодать, то есть Свою силу, Свою энергию, которая и передается верующим в Церкви через Святые Таинства.
Именно благодатью мы все спасены через веру. Скажу, повторяя апостола: сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2 :8-9). Действительно, какие наши дела, даже самые добрые, могут излечить нашу греховность, покрыть собой всё то плохое, что мы делали и делаем на протяжении всей своей жизни? Если поставить на одну чашу весов наши грехи в мыслях, словах, действиях, а на другую — наши некие добрые дела, — то греховная сторона всегда перевесит.
Означает ли это, что человек запрограммирован на погибель и в Царствие Небесное никогда не будет допущен? Совсем нет! А почему? А потому что все наши грехи были искуплены пред лицом Божественного правосудия страданиями Спасителя. Его Жертва, Его крестная смерть даровали нам освобождение от первородного греха и надежду на то, что силой благодати Божией будут прощаться и наши грехи, которые, подобно гирям, удерживают человека от связи с Богом и препятствуют обретению Царства Небесного.
Итак, благодатью мы спасены через веру, но ведь благодать Божия даруется человеку не случайно, не автоматически и не в ответ на наши добрые дела. Еще раз повторю: никакие наши добрые дела не могут уравновесить наших грехов, но лишь Божией благодатью может быть явлена человеческая святость. Другими словами, когда человек побеждает грех, он не своими силами побеждает, потому что притяжение греха превышает всякие человеческие силы, но силой благодати Божией.
Иногда люди задают вопрос: «А есть ли спасение вне Церкви?» Ответ: «Нет». «Но как же так? Вот прекрасный добрый человек, хороший семьянин, правда, не верит в Бога и не ходит в церковь — неужели он погибнет?» Мы не знаем, что произойдет с таким добрым человеком, но знаем, что никакие человеческие дела не уравновешивают совокупности наших грехов — не только наших греховных дел, но и наших мыслей, намерений, всего того, что составляет темное измерение нашей внутренней жизни.
Вот почему нужно всенепременно верить в Бога, быть искренне преданным Господу, питаться дарами благодати, подаваемыми через таинства, в первую очередь таинство Святой Евхаристии. Тогда, как мы знаем, благодатью Божией наши грехи прощаются, как говорит священник кающемуся во время исповеди. И ведь это не случайная фраза — она проистекает от глубочайшего убеждения в том, что благодать Божия, даруемая человеку в таинствах Церкви, включая таинство Покаяния, исцеляет нас духовно, освобождая от греха.
А где грех, там смерть. Конечно, мы все умрем, даже святые умирали, но речь идет о смерти духовной, когда у человека отмирает все самое доброе, правильное и хорошее. Поэтому как важно нам помнить о том, что путь к Богу пролегает через добрые деяния! Вера без дел мертва (Иак. 2:20), но и через покаяние, и через причащение Святых Христовых Таин, силой которых испепеляются наши грехи, мы действительно освобождаемся не только от ответственности за грех пред Богом, но и от самой тяжести греха, который влечет за собой множество опасных событий в жизни человека.
Такое понимание силы благодати Божией должно, с одной стороны, нас радовать, но, с другой стороны, заставлять самих себя спросить: «А что я делаю, чтобы благодать Божия действительно прикоснулась ко мне?» В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле, повинном греху (Прем. 1:4), говорит Священное Писание. Стало быть, никакая благодать не поможет человеку, если его душа злохудожная, если она порабощена нераскаянными грехами, если она действительно тяготеет ко злу, нежели к добру. Поэтому и наша с вами церковная жизнь направлена на работу над самими собой, но решающей силой, освобождающей нас от греха, является благодать Божия. Обретая эту благодать, в первую очередь через таинство Святой Евхаристии, а также через другие таинства, через общую молитву в храме, мы вооружаемся великой силой, способной преодолеть даже силу диавольскую.
Если посмотреть на историю — и нашу национальную историю, и мировую историю, а может быть, даже на свою личную историю, — то при внимательном взгляде можно понять: в самые критические моменты, когда, казалось бы, над миром, над страной или над каждым из нас простирала крылья темная сила, становилась явственной сила Божия, подаваемая нам через благодать Святого Духа. И дай Бог, чтобы никакие силы никогда не смогли оторвать нас от веры, а значит, и от благодати, которой мы спасаемся. Ибо благодатью мы все спасены через веру, и сие не от нас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (см. Еф. 2:8-9). Аминь.