Святой дня
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ТРОЕРУЧИЦА»
Наверное, нет более необычной иконы Божьей Матери, сама композиция которой вызывает некоторое недоумение и вопросы, и в которой обычная знакомая любому иконописцу анатомия нарушена до предельного удивления. Ибо на этой иконе изображены не две, а три руки, и именуется она столь же необычно – икона Божьей Матери «Троеручица», память которой мы и совершаем сегодня 25 июля.
В житии преподобного Иоанна Дамаскина, богослова, философа и гимнотворца VIII века, приводится эпизод, согласно которому возникновение этой необычной иконографии связано именно с ним. Рассказывается, что во время появления в Византии движения иконоборчества, которое рьяно поддерживал император Лев III Исавр, Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их царю. Прочитав эти тексты, Лев Исавр пришёл в ярость, но ничего не мог сделать с автором этого талантливого умного и яркого сочинения, так как Иоанн не был подданным его империи. Он жил в Дамаске и являлся министром при дворе халифа.
Однако, чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором Иоанн будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы – а это значит предательство халифа, своего начальника. Это письмо было подсунуто халифу и Иоанна сначала отстранили от должности, а затем, в знак наказания, приговорил к отсечению правой руки, которую к тому же демонстративно повесели на городской площади Дамаска.
Спустя некоторое время Иоанн получил отсечённую руку обратно и, затворившись у себя в комнате, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к этой иконе сделанную из серебра руку. Такая традиция существует до сих пор во многих греческих церквях и южных странах, когда люди в знак благодарности за исцеления делают такие специальные чеканки, изображающие исцеленные органы или еще какой-то эпизод из жизни, и подвешивают их к чудотворному образу.
Так вот, со временем эта серебряная накладка в виде руки Иоанна Дамаскина последующими иконописцами стала воспроизводиться как написанный на иконе элемент. Так и появился новый иконописный образ, получившей именование «Троеручица». Однако некоторые нерадивые иконописцы, иногда пририсовывали третью руку на этой иконе не в качестве накладки, а словно это третья рука Божьей Матери. И таких смущающих народ икон к XVIII веку было так много, что Святейший синод в 1722 году своим указом запретил подобные изображение. Однако, если икона написана правильно и канонично, она, на самом деле, напоминает нам этот удивительный эпизод из жизни великого святого, который получил исцеление своему увечью от Пречистой Богородицы. Её же молитвами укрепи и нас, Боже.