День Патриарха

Смотреть на:

«ЛИТУРГИЯ СОВЕРШАЕТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ МЫ ВСЕ ПРИЧАСТИЛИСЬ» / ДЕНЬ ПАТРИАРХА

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с сегодняшним днем и радуюсь, что Господь сподобил меня прибыть в славный град Коломну и вместе с вами помолиться в этом прекрасном храме.

Когда мы собираемся вместе для молитвы, мы и образуем то, чтО есть Церковь. Почему называл преподобный Симеон Новый Богослов таинство Евхаристии таинством Церкви? Потому что Церковь реализует себя как духовная, мистическая, но и физическая реальность тогда, когда собирается вокруг престола Божиего и когда совершается таинство Святой Евхаристия. Вот почему очень важно, чтобы мы научились быть не только внешне участниками этого таинства, но воспитали в себе потребность по-настоящему причащаться Тела и Крови Господней.

Когда в древней Церкви кто-то из христиан уклонялся от причастия, он должен был дать епископу отчет в том, что же послужило причиной того, что он не был участником Тайной вечери, Жертвы, которую Церковь воспроизводит со времен совершения ее Самим Господом пред страданиями Спасителя. Участие в Святой Евхаристии есть наш долг. Но это не должно приводить к тому, чтобы мы привыкали к причастию, чтобы оно становилось обычным делом: пришел, причастился, вот и все.

Поэтому подготовка к причастию очень важна. Именно перед соприкосновением с Телом и Кровью Спасителя человек должен по-настоящему спросить себя о всем том, что он делает дурного, греховного, что может обратить причащение в суд и в осуждение. Такой самоанализ, исповедание грехов пред самим собой, когда никто не видит, не слышит и даже не догадывается, — это очень важная составляющая нашей духовной жизни. А если мы перестаем задавать себе вопросы относительно мыслей своих, слов своих, действий своих, если теряем контроль над своими мыслями и особенно над своим поведением, то ни о каком спасении речи быть не может, хоть каждый день приходи в церковь. Господь оправдывает нас, и верим, надеемся, что и на Страшном Суде оправдает только тогда, когда мы не оставим ни одного пятна на своей совести. А эти пятна очищаются в первую очередь осознанием своих грехов и исповедью во время свершения над нами таинства Покаяния, и омываются грехи наши Кровью Спасителя, пролитой Им на Голгофе и реально присутствующей в таинстве Святой Евхаристии.

Вот почему, приходя в церковь на воскресную Литургию, мы собираемся для того, чтобы участвовать в таинстве Евхаристии. Конечно, нельзя это участие превращать в некий обычай. Мне приходилось бывать в некоторых церквах, где я с удивлением обращал внимание на то, что люди, как будто не думавшие подходить ко причастию, вдруг направлялись к алтарю и причащались. И видя это спонтанное и, может быть, необдуманное решение, задумываешься: приуготовлял ли себя человек к соприкосновению со святая святых или сделал это по каким-то непонятным причинам, не сопровождая этот шаг реальным исповеданием своих грехов, осознанием своей ответственности пред Богом, желанием вместе с причащением Тела и Крови сподобиться великого благодатного дара, который бы эти грехи испепелил. Для того чтобы было так, мы должны научиться по-настоящему исповедоваться. Не говорить формально «грешен» или «грешна», даже когда речь идет о грехах, нами не совершенных, ведь это означает, что человек отключает свое сознание, и вместо исповедания греха — пустая формальность, которая не освобождает нас от греха.

Таким образом, причащение Святых Христовых Таин в воскресный или праздничный день должно охватывать всю общину, но, в первую очередь, конечно, тех, кто говел, готовя себя к этому таинству, исповедовался. И даже если не всегда удается говеть так, как принято в нашей церковной традицией, очень важно, чтобы мы, искренне исповедуя свои грехи, преодолевали греховный барьер, который отделяет нас от Святой Чаши, а значит, от Самого Господа, и со смирением, с полным осознанием своей греховности приступали к Святым Дарам.

Действительно, Литургия совершается для того, чтобы мы все причастились, а не для того, чтобы мы постояли, свечку поставили и ушли. Но я не призываю вас к тому, чтобы вы причащались механически: пришел в храм, значит, причастился. Совсем нет — это будет в суд или в осуждение. Однако я призываю к тому, чтобы причастие стало неотъемлемой частью жизни каждого из нас, чтобы именно причащение Тела и Крови Спасителя было самым важным и самым главным, что силой благодати Божией приносит нам исцеление от наших грехов и от наших болезней.

Когда мы живем как евхаристическая община, то есть община, в центре которой — таинство Евхаристии, тогда не только исцеляются наши недуги душевные и телесные, решаются семейные проблемы, преодолеваются жизненные трудности, но и укрепляется наше единство во Христе. И единство во Христе, актуализируемое в таинстве Святой Евхаристии, выражает себя в нашей личной, семейной и общественной жизни, если мы, не забывая о своем христианском призвании, живем так и действуем так, как научены Господом и Спасителем. Однако человеческими силами осуществить это невозможно — обязательно где-то споткнешься, где-то с пути сойдешь, да мало ли что может с нами произойти. Но, укрепляемые силой благодати Божией через причащение Святых Христовых Таин, мы обретаем возможность реально сопротивляться греху и получать прощение наших грехов и беззаконий, а значит, освобождать свою душу к принятию Божественной благодати, которая нас и спасает. Благодатью мы все спасены через веру (см. Еф. 2:8), сказал Апостол Павел. Не делами нашими, которые кому-то кажутся очень важными и спасительными. Да, они очень нужны, но спасают-то нас не дела, не мы сами, не наш разум, не наши мышцы, не наша воля, не наши слова. Спасает нас Божественная благодать, и почерпаем мы эту благодать через Святейшее Таинство Евхаристии.

Обновляя это понимание Евхаристии, его значения для личной жизни человека, для семейной жизни, для жизни всей Церкви, мы должны стремиться жить так, как жили первые христиане. Ведь потому первое поколение христиан и выдержало самые, может быть, страшные гонения, которые обрушились на них, особенно в Риме при императоре Нероне, когда христиан подвешивали к деревянным столбам, обливали смолой, а потом поджигали, так что эти костры живой человеческой плоти освещали сады римского императора. Дай Бог, чтобы сила Божия укрепляла нас, помогала идти по жизни достойно, не забывая о том, чему мы научены, чтобы наша вера действительно была живой, действенной, а не только связанной с исполнением внешних обрядов, которые тоже важны, но которые сами по себе не спасают, если не привлекается нами через молитву Божественная благодать. Да помогает всем нам Господь возрастать в вере, добродетели, чистоте ума и сердца. Пусть Господь сопутствует нам Своей милостью, которую Он являет нам в ответ на нашу молитву, в том числе когда жизненный путь наш становится непростым, исполненным соблазнов и трудностей. Но с Господом мы способны победить все. С Господом мы способны дойти до Царствия Его. Только мы должны никогда не отказываться от Бога — ни в мыслях, ни в словах, ни в образе жизни. И да помогает нам Господь именно так, а не иначе пройти наш жизненный путь, чтобы иметь возможность, перейдя границу жизни и смерти, обрести радость общения с Богом в Его невечернем Царстве. Аминь.

 

Популярное

КАК АСПИРАНТ ТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СТАЛ СВЯЩЕННИКОМ? / СОБОРНАЯ МОЛИТВА СПАСЛА БОЙЦА НА ПЕРЕДОВОЙ/ПРОСТЫЕ ЧУДЕСА
ЛОРАНС ГИЙОН. ПОЧЕМУ ХРИСТИАНЕ БЕГУТ С ЗАПАДА? ПРИЗРАК ТРОЦКИЗМА. СИЛА РОССИИ. РУССКИЙ КОВЧЕГ
ПРОФЕССОР ОСИПОВ: КАК ПРЕОДОЛЕТЬ УНЫНИЕ?
ЗАЧЕМ КАЖДОМУ ЕХАТЬ В ОПТИНУ? ПАРСУНА ЕПИСКОПА ИОСИФА (КОРОЛЕВА)
ЗАТВОРНИК КЕНСОРИН. ПЕРВОЕ ИНТЕРВЬЮ: КОГДА КОНЧИТСЯ ВОЙНА? БУДЕТ ЛИ РУССКИЙ ЦАРЬ? ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА
III — IV ВЕКА. ДИОКЛЕТИАН И ГАЛЕРИЙ. САМЫЕ СТРАШНЫЕ ГОНЕНИЯ В ИСТОРИИ / СВИДЕТЕЛИ ХРИСТА. МУЧЕНИКИ ПЕРВЫХ ВЕКОВ. 6 СЕРИЯ
КАК ВОЙНА ОСТАНОВИЛА ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ? «СЛЕДЫ ИМПЕРИИ» С АРКАДИЕМ МАМОНТОВЫМ
ПОКЛОНСКАЯ СТАЛА НЕОЯЗЫЧНИЦЕЙ / ПРОРОЧЕСТВА СТАРЦА КЕНСОРИНА / КТО НЕ ДАЁТ ЗАПРЕТИТЬ НИКАБЫ? / СПАС-СТРИМ
ПАТРИАРХ О ПРИМЕТАХ АПОКАЛИПСИСА/ХИДЖАБ РАЗДОРА.КОГДА ЕГО ЗАПРЕТЯТ В ШКОЛАХ?
ИГРЫ С САТАНОЙ В РУССКИХ ШКОЛАХ. ВЕЛЕСОВА НОЧЬ ПО СТРАНЕ / ВЕЧЕР НА СПАСЕ