День Патриарха
«МНОГИЕ СТРАНЫ СМОТРЯТ НА РОССИЮ С НАДЕЖДОЙ» / ДЕНЬ ПАТРИАРХА
Уважаемый Геннадий Яковлевич! Уважаемая Анна Юрьевна! Ваше Высокопреосвященство! Дорогие участники нашего торжественного собрания!
Хотел бы сердечно приветствовать вас на очередной церемонии вручения премий памяти выдающегося русского богослова, мыслителя, церковного деятеля митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Премии, которая поощряет исследования в области гуманитарных дисциплин. Отрадно свидетельствовать, что связи церковного и научного сообщества продолжают развиваться и расширяться, что о премии митрополита Макария узнаёт все большее число ученых, растет количество номинантов, а также число направлений, по которым вручаются премии.
Ныне мир переживает весьма сложный период, и это не дежурная фраза, об этом все сейчас говорят. И неслучайно, потому что мир вошел в совершенно особый этап своей истории. Никто не знает, чем данный этап закончится, но все сознают огромные риски, которые сформированы при непосредственном участии науки. Потому что самые страшные средства массового уничтожения есть результат научных исследований, испытаний и технологических практик.
Хотел бы сказать еще и о том, что принципиальное несогласие большинства населения планеты с навязываемым ему подходом приводит к формированию новой модели геополитического устройства. Потому что здоровое чувство самосохранения формирует протестные настроения, связанные со страхами и опасениями, которые влечет за собой неконтролируемое научно-техническое развитие в тех сферах, где применение достижений науки может привести к окончанию человеческой истории.
Сегодня очень важно не забывать об исторической миссии нашего народа, нашей культуры и, опираясь на нашу духовную, культурную, историческую традицию, попытаться ответить на вопросы о нашем будущем. А как говорить о будущем без анализа того, что было в прошлом? Ведь человеческий опыт — это осмысление прошлого, а именно на основании опыта можно выстраивать концепции будущего. Какое место займет в мире Россия? Что мы можем предложить миру? Эти и другие проблемы и вопросы находятся в области гуманитарных смыслов. И многие страны в нынешнее время смотрят на нас, на Россию, с надеждой, потому что в начавшемся хаосе мы продолжаем отстаивать традиционные ценности, защищаем принцип социальной ответственности государства и бизнеса, противостоим антигуманным попыткам расчеловечивания людей и навязывания обществу безнравственных норм поведения — тех, что вступают в непреодолимое противоречие с нравственной природой человека. Для того чтобы эти нормы включить в социальную в практику, необходимо подавить нравственность, которая проявляется в голосе совести. Сейчас очень многое делается для того, чтобы этот голос совести переформатировать, и мы знаем, что есть и печальные успехи на этом пути.
Как известно, история имеет свойство повторяться. Некогда в центре Европы была поднята на знамена доктрина, которая провозглашала «право сильного», утверждала, что в жизни нет места слабым, что свободы достоин не каждый человек, а лишь «более совершенный». Ценой огромных усилий и бесчисленных жертв нацизм был подавлен, и наше Отечество понесло при этом самые большие потери и сыграло самую решающую роль.
Казалось бы, это было не так давно, но вот сегодня на наших глазах начинает происходить практически то же самое — форма, конечно, изменена, но содержание осталось античеловеческим, антихристианским. Россия, как и многие века до этого, не может принять подобного подхода. Потому-то мы продолжаем бороться и отстаивать точку зрения, согласно которой Господь всех нас сотворил равными и ни один народ не имеет права превозноситься над другими. Мы все — братья и сестры, даже если некоторые, к сожалению, об этом забыли.
И, конечно, нужно постоянно говорить о том, что нравственность не является продуктом цивилизационного развития. Все письменные памятники, которые до нас дошли, на протяжении всей истории свидетельствуют о том, что человек всегда отличал добро от зла. А если мы привязываем нравственность, т.е. способность отличать добро от зла, к какому-то конкретному историческому периоду, то это огромная ошибка, потому что Господь создал человека таким, что вложил в него способность отличать добро от зла.
Конечно, одна из важнейших задач современной гуманитарной науки — развитие человеческой солидарности, утверждение братства народов и общей ответственности перед Богом за созданный мир. Это возможно в любой гуманитарной области, будь то философия, история, богословие или филология. Гуманитарии призваны продвигать адекватную современным вызовам, гармоничную, конструктивную модель человеческих взаимоотношений, в которой мог бы эффективно реализовываться непреходящий нравственный идеал, а именно христианский идеал любви и братства между всеми людьми. История в этом плане предоставляет нам богатейший материал, философия и филология его осмысливают, ищут точки соприкосновения для осуществления коммуникации, а богословие хранит ценностные основания.
Макариевская премия в этом плане уникальна, поскольку объединяет все виды гуманитарных знаний. Ее престиж и значение высоки в научном сообществе, и важно, что называется, держать планку, чтобы экспертный совет продолжал так же, как ранее, строго и непредвзято подходить к отбору лучших работ, чтобы количество номинантов росло и ни в коем случае не снижалось качество.
Так Церковь и научное сообщество смогут внести существенный вклад в развитие современной гуманитарной науки, которая будет отвечать на животрепещущие вопросы о месте и роли нашей страны в стремительно меняющемся мире.
В завершение хотел бы сердечно поздравить лауреатов и номинантов конкурса, пожелать, чтобы и впредь пример жизни и просветительской деятельности приснопамятного владыки митрополита Московского и Коломенского Макария вдохновлял вас, современных ученых, на жертвенное служение Отечеству и науке. Дай Бог, чтобы было так, и да хранит вас всех Господь!