Святой дня

Смотреть на:

ПЕРЕНЕСЕНИЕ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА (УБРУСА) ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА / ПРАЗДНИК ДНЯ

Керамидион, или изображение на черепице. Мандилион, или изображение на шерстяном плаще. Убрус, или изображение на полотенце. Все эти названия лишь передают название материала, на котором изображена самая древня и высоко чтимая икона Спасителя, которая на современном языке именуется Нерукотворным образом Спасителя или Спасом Нерукотворным. 

Перенос этой святыни из древнего города Эдессы в Константинополь мы и празднуем сегодня 29 августа.

Восточное предание о Нерукотворном образе, восходящее к IV веку, гласит, что в I веке в Месопотамском городе Эдесса – это современный турецкий город Шанлыурфа на самой границе с Сирий, – жил царь Авгарь. Он слышал о проповеди Спасителя, и даже сам лично хотел посетить его, но по болезни не смог. Тогда он отправляет в Палестину придворного художника с заданием написать портрет Иисуса. Однако у художника никак не выходило выполнить это задание. Но Христос, духом провидев желание Авгаря, взял в руки полотенце и отер им Свой Лик. После чего на плате чудесным образом остался Его портрет, который и получило наименование «нерукотворного». 

Любопытно, что прежде чем отереть Свой Лик полотенцем, Спаситель, очевидно, умыл лицо водой. От того и на этом отпечатке борода отобразилась в виде клина одной пряди, так как она была мокрая от воды. По этой причине древние тексты порой называли данную икону «Спас Мокрая Брада». Таким образом, Спас Нерукотворный – это первая в истории христианства икона. Льняной плат с изображением Спасителя долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. Авгарь поставил его в каменной нише над вратами Эдессы. Но после его смерти, во избежание порчи святыни со стороны язычников, его заложили черепицей. 

Через много лет, когда беда миновала, один Эдесский епископ разобрал черепицу и достал изображение из ниши. Однако на кирпиче, которым была заложена икона, отобразился такой же лик Христа. То есть он был запечатлен на черепице. Отсюда и его наименование Керамидион, так на греческом языке именовали черепицу.  Так получилось два образа — один на плате или убрусе, а другой на черепице или кирпиче. 

Седьмой Вселенский собор в 787 году, после длительного периода иконоборчества, приводит наличие Нерукотворного образа как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. А в 944 году войско императора Романа Первого окружило город, и в результате осады жители Эдессы решили обменять Убрус на мирный договор с царем. Таким образом эта святыня была торжественно перенесена в Константинополь 28 августа. Однако в этот день Церковь празднует Успение Богородицы. И ради предания событию обретения константинопольцами этой иконы, ее празднование было решено перенести сразу на следующий день после Успенского праздника. 

К большому сожалению Убрус не сохранился до наших дней. Он был похищен из Царьграда во время IV Крестового похода в 1204 году и бесследно исчез. По преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение и затонул вместе с этим бесценной святыней. Бог не дал возможности иноземным ворам похитит эту чтимую православными византийцами святыню. Но мы с вами чтим и сам этот образ и событие его обретения, как память о великом чуде милости Божьей, явленной Церкви в ее истории. С праздником!

Популярное

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП: В ПОИСКАХ НОЕВА КОВЧЕГА. ЗАГАДКА АРАРАТА. ТРЕТЬЯ СЕРИЯ
«МНЕ 73 ГОДА, ОСТАЛАСЬ ОДНА. НЕ УБИВАЙТЕ ДЕТЕЙ!». ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
КАК НЕ СТАТЬ ИУДОЙ СЕГОДНЯ?/ИНОСТРАНЦЫ ГОТОВЯТСЯ К РУССКОЙ ПАСХЕ
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА/СБУ В СВЯТОГОРСКОЙ ЛАВРЕ/КАК КРЫМ СТАЛ РУССКИМ/ПАВЕЛ АСТАХОВ.В ПОИСКАХ КОВЧЕГА НОЯ
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП: В ПОИСКАХ НОЕВА КОВЧЕГА. НА ГОРАХ АРАРАТСКИХ. ВТОРАЯ СЕРИЯ
ТРАДИЦИИ ВЕРБНОГО ВОСКРЕСЕНЬЯ/ИВАН ИЛЬИН – ПЕВЕЦ РУССКОГО НАРОДА/СМЕРТЬ. МИФЫ И СУЕВЕРИЯ
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП: В ПОИСКАХ НОЕВА КОВЧЕГА. ПРАОТЕЦ. ПЕРВАЯ СЕРИЯ
«АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ ВЕЛ ЛЮДЕЙ В ХРАМ» – ИЕРЕЙ ВАСИЛИЙ ЛОСЕВ О СПАСЕНИИ ВО ВРЕМЯ ТЕРАКТА / «АВТОМОБИЛЬ ДВАЖДЫ ПЕРЕВЕРНУЛСЯ ПОСЛЕ УДАРА» – СВЯЩЕННИК ЧУДОМ ВЫЖИЛ В СТРАШНОМ ДТП / ПРОСТЫЕ ЧУДЕСА
ПЕРЕКРЕСТИТЬ РОССИЮ
ОТЕЦ СТЕФАН ДОМУСЧИ: ГОЛГОФА СВЯЩЕННИКА И ХУДОЖНИКА. В ПОИСКАХ БОГА