День Патриарха
«ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ БЛАГОДАРИТЬ ГОСПОДА?» / ДЕНЬ ПАТРИАРХА
Ваши Высокопреосвященства! Дорогой отец настоятель!
Хотел бы сердечно поблагодарить Вас за то, как выглядит сейчас этот храм, за то, как организованы здесь богослужение и прочие приходские служения, ставшие неотъемлемой частью жизни каждого московского прихода, и за сегодняшнее богослужение, и за добрые слова.
Конечно, воссоздание этого храма — великое событие и большая радость для москвичей. В каком-то смысле возрожденные храмы — как воскресшие мертвецы, они были мертвы, но вот, они живы (см. 2 Кор. 6:9), и ведь сегодняшнее евангельское чтение об исцелении прокаженного (Лк. 17:12-19) в каком-то смысле тоже о жизни и смерти.
Что означало быть прокаженным в то время? Это означало жить в полной изоляции, быть изгоем, не иметь права общаться даже с родными и близкими людьми. Мы знаем, что и сейчас эта страшная болезнь присутствует, но для тех, кто ею страдает, создаются достаточно благоприятные условия. А в то время быть прокаженным означало умирать заживо. Никто руку помощи не подаст, окружающие боялись прикоснуться к больным, и это были люди голодные, несчастные, всеми отверженные.
Но вот Господь исцеляет десять прокаженных, и один из них приходит к Спасителю, чтобы поблагодарить Его. Совершенно очевидно, и об этом очень ярко говорит святитель Иоанн Златоуст: благодарность Богу ничего Ему не прибавляет, но она нас приближает к Богу. Удивительные слова святителя! Почему мы должны благодарить Господа? Некоторые благодарят Его просто в силу врожденного нравственного чувства — как мы благодарим родителей, знакомых, родных, которые для нас что-то делают; благодарим начальника, если он продвигает по службе. Но ведь благодарение Богу нечасто присутствует в жизни людей, по отношению к Нему у нас нет обостренного чувства благодарности. А Златоуст учит: благодарение Богу ничего не меняет для Бога, но оно нас приближает к Богу.
Так эта цепь замыкается: Господь нам дает, а мы отвечаем благодарением. Собственно говоря, эта цепь или связь и называется по-латински религией. А связь не может быть только с одной стороны; тот, кто связь не поддерживает, может легко сорваться. Вот почему благодарение Богу должно быть не проявлением вежливости — Господь в этой вежливости не нуждается. И благодарение заключается не в том, чтобы ублажить Бога — Он также в этом не нуждается; но в том, чтобы укрепить наше религиозное чувство, нашу веру, нашу связь с Господом. А если Бога не благодарим, то и связь несомненно ослабляется, и мы отдаляемся от Господа со всеми последующими обстоятельствами, иногда ужасными и трагическими.
Сегодняшнее евангельское чтение — как раз об этом. Только один из десяти исцеленных, и то не иудей, а человек, принадлежавший к другому народу и другой вере, вернулся и возблагодарил Спасителя. Как Господь сказал: «А где же девять? Пришел только один этот иноплеменник», — то есть человек, не верующий в Бога так, как иудеи верят, не поклоняющийся Господу в Иерусалимском храме, не исполняющий все предписания закона, почувствовал потребность прийти и возблагодарить Того, Кто совершил над ним такое чудо.
Конечно, для того чтобы поблагодарить Бога или человека, нужно что-то совершить в самом себе. Обычно это непросто для людей гордых или занимающих высокое положение в обществе, привыкших смотреть на окружающих сверху вниз. Иногда выскакивают автоматически «спасибо», «благодарю вас», но в этих словах ничего нет. А благодарность всегда связана с определенным переживанием, с определенной эмоцией, с определенным чувством, — именно такое благодарение и приветствуется Богом. Благодарение связывает нас друг с другом, и еще раз скажу: и религия, которая и есть связь с Богом, эффективно действует тогда, когда с религиозным чувством, с религиозной практикой связывается способность человека благодарить — в первую очередь Бога, а затем и всех тех, кто сделал благо.
Наученные сегодняшним евангельским чтением, сохраним в памяти внимание к самоанализу, который должен помочь нам ответить на вопрос: а вообще, я благодарный человек? Благодарю ли я искренне или машинально? От сердца благодарю или в надежде на то, что поблагодарил, и еще дадут? И если мы, проанализировав, скажем себе: «в моей благодарности есть нечто не очень хорошее, не от сердца идущее», — то нужно непременно искоренить в себе эту греховную наклонность. Потому что благодарение есть то, что действительно приближает нас к Богу.
И да поможет нам Господь сохранить это важное чувство, поистине связующее людей, создающее солидарность между людьми, а значит, и систему взаимоподдержки, с тем чтобы оно присутствовало в нашей жизни не в соответствии с этикетом и правилами приличия, но в соответствии с нашей внутренней потребностью искренне благодарить Бога и искренне благодарить тех, кто нам делает добро.
Всех вас, мои дорогие, еще раз сердечно приветствую. Радуюсь тому, что обрел в этом храме. Замечательные храмы мы с вами строим в городе Москве. Их становится все больше и больше, и они наполняются людьми, вопреки скептическим заявлениям тех, кто выступал против строительства храмов. «Мол, зачем это надо, и так храмы не наполняются, только по праздникам», — имелись в виду храмы в центре Москвы. Но наши новые храмы сегодня наполнены людьми, и нет никаких признаков того, что это прекратится. Но для этого необходимо помнить о своих детях и внуках, приводить их в храм Божий, чтобы они заменили вас в стоянии пред Господом и в молитвах за родных, близких, за народ наш и за наше Отечество. Вот почему так важно, чтобы в каждом приходе велась работа с детьми, с молодежью, чтобы воспитывалось новое поколение православных людей, любящих свой храм и с храмом связывающих свою жизнь.
В знак благодарности я бы хотел преподнести эту роскошную икону, изображающую святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Пусть она займет достойное место в этом святом храме. Прикладываясь к этому образу, вспоминайте и этот замечательный день, замечательный праздник освящения сего святого храма, и в молитвах не забывайте своего Патриарха. Храни вас всех Господь!