День Патриарха

Смотреть на:

ПРОДЛИТ ЛИ ГОСПОДЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ИСТОРИЮ? / ДЕНЬ ПАТРИАРХА

Благодарю вас, отец наместник! Дорогие отцы, братья и сестры, всех благодарю за сегодняшнюю нашу совместную молитву, за прекрасное богослужение в возрожденной обители.

Глаз радуется, когда взираешь на эту дивную красоту, и даже представить невозможно, что вся эта красота была помрачена человеческим грехом. Мне приходилось часто бывать в Звенигороде, я приезжал сюда, чтобы просто походить по городу; бывал и на этом холме, ходил между этими зданиями, и душа надрывалась, взирая на мерзость запустения. И с какой же радостью взираешь сегодня на эту воскресшую обитель, которая восстала из пепла не только чисто внешне, материально, ибо воссозданы прекрасные строения, но восстала духовно и вновь сделалась местом молитвы, местом паломничества, местом духовного объединения людей!

Сегодняшнее евангельское чтение о званых на брачный пир являет нам некую картину духовного состояния людей и их отношения к самому главному — к Богу. Совершенно очевидно, что под хозяином пира, под господином в этой притче скрывается Сам Бог. Это Он призывает на пир. И вот один из званых отказывается, потому что купил землю. Действительно, надо же посмотреть, что за земля. Ту ли продали, за которую деньги отдал? Что с ней делать? Надо ли ее удобрять или можно сразу сеять? Все это очень важно, вот и он и отказался, не пошел на пир. Ну, а второй? А второй волов купил. А ведь это как сейчас дорогая сельскохозяйственная техника. Пойдут ли сегодня крепкие хозяева в храм, если им только что пригнали современный комбайн — импортный, дорогой? Да наверняка в первую очередь посмотрят, все ли с ним в порядке, что с комплектацией, все ли соответствует договору. Ну, а последнее, почему кто-то отказался от участия в пире, — женился человек. Действительно, важнейшее событие в жизни, куда уж там идти.

Все эти жизненные примеры показывают нам, что каждый может спросить самого себя: а как бы я поступил в этой ситуации? И если человек будет честно отвечать самому себе, то он почти точно повторит все то, что говорили люди, отказываясь идти на пир к господину, то есть на встречу с Самим Богом.

А что же нам сделать для того, чтобы изменились наши жизненные приоритеты? Ведь они практически те же — проходят столетия и тысячелетия, а людям очень трудно эти приоритеты изменить. Но в этом может помочь переживаемое нами время, с которым нельзя сравнить ничего из того, что было в прошлом. Потому что наше время наполнено такими опасностями для человеческой жизни, для человеческой души, для человеческого спасения, каких не было в прошлом. Всегда оставалась какая-то привязка к вертикальному, то есть духовному, измерению человеческого бытия, а сегодня стремление к комфорту, к богатству, к власти разрушило этот вектор в сознании огромного количества людей.

Эта замечательная притча дается нам, чтобы мы задумались о себе. Это притча о нас. Чтобы мы себя спросили: а мы где по отношению к Богу, а какое место Господь занимает в нашей жизни? Теоретически можно ответить: очень большое место, ведь я каждое утро встаю, лоб крещу, молюсь, в Бога верю. Но если поставить в ряд с другими жизненными приоритетами — на каком месте находятся отношения с Богом? Если честно отвечать самим себе, то окажется, что не на первом, не на втором, не на третьем месте, а где-то далеко, на периферии жизни.

Но ведь каждый хочет спастись. Мы все верим в то, что придет Божественный суд и определит, где нам пребывать в вечности. Так вот, для того чтобы спастись, нужно правильно выстроить жизненные приоритеты. Невозможно спастись, если посещение храма — это 25-й пункт в повестке дня: все сделали, а уж потом, если есть время, схожу, тем более что праздник, народ соберется. Совершение добра ближнему — опять-таки не должно быть на пятом или десятом месте. Если у кого-то есть потребность в нашей помощи, в нашей поддержке, то все в этот момент должно быть отнесено на задний план, а в качестве приоритета должна быть мысль о том, как я могу этому человеку помочь. Должен сказать, что я встречался и встречаюсь с такими людьми — с теми, кто немедленно откликается на чужую беду. Удивительно — с ними всегда как-то светло на душе, спокойно, радостно. Причем среди них есть и очень богатые люди, и среднего достатка, и имеющие совсем немного, но ведь слова Божии универсальны, они для всех времен, для каждого человека. И действительно, ничто не должно нам помешать правильно выстроить приоритеты, главный из которых — это общение с Богом. От этого общения зависит жизнь наша здесь и жизнь в веке будущем. Поэтому посещение богослужений хотя бы в воскресные и праздничные дни — это не просто обычай, а это жизненно важный приоритет. Не ходим в храм, не молимся, не причащаемся Святых Христовых Таин — разрываем нашу связь с Богом. Какая же тогда надежда на спасение?

Некоторые рассуждают: «Ну да, я в храм не хожу, но если сравнивать с соседом, так он вообще мерзавец, а я вроде как ничего. На Пасху был, куличи святил, и на Рождество ходил — неужели Господь меня не оправдает?». Ну и так далее, по схеме, оправдание самих себя. Но еще раз хочу сказать, что сегодняшняя притча — это притча о всех нас. Она бросает нам вызов. Она требует от нас ответа — а где наш самый важный жизненный приоритет? Что на первом месте в нашей жизни? И как быть, если осознаем, что ни Господь, ни Церковь, ни молитва, ни добрые дела не на первом месте, потому что множество других дел занимают приоритетные позиции в нашей жизни? Если скажем: я не имею Бога в центре своей жизни, Он не является моим приоритетом, я обращаюсь к Нему, только когда плохо становится? Когда диагноз страшный, все сразу обращаются к Богу, бегут в церковь, сразу верующими становятся. Но что это означает перед лицом Божиим? Побежал под страхом смерти, понимая, что никакие лекарства не вылечат, никакие процедуры не помогут, и приоритетом становятся молитва, посещение монастырей, принятие Святых Христовых Таин. А почему раньше этого нельзя сделать? Не тогда, когда человек подходит к окончанию своего земного бытия?

Сегодняшнее евангельское чтение заставляет нас задуматься о том, где мы в этой системе ценностей, в этой системе отношений с Богом, и какое место в нашей жизни занимает Господь. И будем просить Господа, чтобы Он простил наши грехи, нашу немощь, наше окамененное нечувствие, как я часто говорю в проповедях, эту черствость сердца, неспособность воспринимать ничего, кроме материального мира, неспособность ощущать присутствие Божие через молитву. Мы должны ясно понять, где мы в этой системе, и честно признаться: да, мы среди тех, кто землю купил, вола купил, женился — и не откликнулся на Божий призыв.

Сейчас время для всех нас, мои дорогие, для всей страны нашей, а в каком-то смысле для всей человеческой цивилизации, вступившей в опаснейший период своей истории, задуматься о том, где мы по отношению к Богу, и возродить веру в сердце. В первую очередь я обращаюсь к нашему православному народу, но эти слова можно обратить ко всем народам земли: где мы по отношению к Богу? И если Бог останется на периферии, то я сомневаюсь, что у человечества будет реальный жизненный потенциал, ввиду тех огромных угроз, которые сегодня стоят перед всем родом человеческим.

Да поможет нам сегодняшнее евангельское чтение еще и еще раз обновить нашу веру, определить наши жизненные ориентиры, всей душой, разумом, силой духа своего прилепиться к Господу, — чтобы Он был рядом с нами, чтобы жизнь с Ним была не только приоритетом, но и главным измерением нашего земного бытия. Тогда действительно мы обрящем спасение и в этом мире, и в жизни вечной. А если под натиском проблем, с которыми сегодня столкнулся весь род человеческий, начнется и глобальное движение навстречу Богу, то, может быть, Господь продлит человеческую историю. От нас, от людей это зависит, потому что на той стороне — благой и любящий Отец, Который призывает нас постоянно, но призывы Которого мы не слышим, или о них забываем, или просто игнорируем.

Молитвами святого преподобного Саввы Сторожевского, удивительного угодника Божиего, подвижника, стопами которого освящена эта земля, жизнь которого и благочестие положили начало этой замечательной обители, молитвами всех святых угодников да поможет Господь всем нам — народу нашему, всем членам Церкви нашей — оставаться верными Христу даже до смерти и быть способными идти по пути спасения, который Он нам определил. Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Саввы Сторожевского да хранит Господь землю нашу, Церковь нашу и всех, кто с верой и любовью притекает к образу и имени Спасителя, Его Пречистой Матери, и святых угодников. Аминь.

 

Популярное

ПИСАТЕЛЬ ЕВГЕНИЙ ВОДОЛАЗКИН. НАШЕЛ БОГА В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. В ПОИСКАХ БОГА
ДИАГНОЗ «БЕСПЛОДИЕ» – И ПЯТЕРО ДЕТЕЙ. МНОГОДЕТНОЕ СЧАСТЬЕ СЕМЬИ АРДАШЕВЫХ. МОЯ БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ В ЧЕЛЯБИНСКЕ
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ В ОГНЕ. ЧТО ГОВОРИЛИ ПРОРОЧЕСТВА? / ВЕЧЕР НА СПАСЕ
В РОССИИ ОТКРЫТ ЦЕНТР ДЛЯ СЛЕПОГЛУХИХ/БОРИС КОРЧЕВНИКОВ О ПРЕМЬЕРЕ «МАМИНОГО ПИСЬМА»
ПОЧЕМУ БОЛЕЮТ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ? ПАРСУНА СВЯЩЕННИКА ИОАННА ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА
СОВЕТ ЕВРОПЫ ПРИЗВАЛ УНИЧТОЖИТЬ РУССКУЮ ЦЕРКОВЬ. ТЕСТ НА ПРАВДУ
«ЗНАКОМАЯ ХОЧЕТ СДЕЛАТЬ АБОРТ. КАК ОТГОВОРИТЬ?» ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
ЮРИЙ КОТ. УКРАИНЕЦ ОБ УКРАИНЕ. ВОЙНА И УНИЯ. КТО СТОЯЛ ЗА МАЙДАНОМ И ЦАРЕУБИЙСТВОМ? РУССКИЙ КОВЧЕГ
ПЕРВЫЕ ГОНЕНИЯ / СВИДЕТЕЛИ ХРИСТА. МУЧЕНИКИ ПЕРВЫХ ВЕКОВ. 2 СЕРИЯ
ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ ПОСЛЕ 1917 ГОДА. «СЛЕДЫ ИМПЕРИИ» С АРКАДИЕМ МАМОНТОВЫМ